продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Опал - способ его облагораживания


Опал (природный, дублет, триплет) Опал всегда красив, но не всегда его можно огранить кабошоном и сделать из него вставку для перстня. Дело в том, что в природе опалы нередко образуют тонкослойные конкременты, к тому же плотно приросшие к подложке.

Поэтому камнерезы прибегают к хитростям: срезав тонкую пластинку опала с природной основы, они подклеивают снизу отполированный черный оникс. Такое сочетание называют дублетом и ценят за обретенную глубину цветовой игры самоцвета.

В триплетах подложенная ониксом пластинка опала еще и сверху покрывается защитным слоем высококачественного кварцевого стекла. Подобная мера сообщает камню дополнительные преимущества: стеклянная линза зрительно увеличивает отдельные детали самоцветного узора.

Встречаются, однако, и куда менее щадящие способы облагораживания опала. Известно, к примеру, что серная кислота обугливает сахар. Вот и камнеделы, завладев не самым выразительным от природы опалом, макают самоцвет в сахарный сироп, а после протравливают его в кислоте.

Угольно-черные точки, остающиеся после этой процедуры в толще опала, обогащают цветовую палитру камня. Однако химическая нестабильность солевых остатков и механическая непрочность камня, перенесшего кислотное воздействие, исключают возможность дальнейшего контакта облагороженного таким способом опала со шлифовальным кругом и полирующими пастами. Кроме того, подобные камни склонны к разрушению – иногда даже без видимых причин.

Традиционные методы пропитки маслами, натирания воском, заполнение микрополостей смолами или пластическими массами нередко используются и в целях облагораживания опалов. Обладая таким камнем, следует избегать его от случайных нагреваний до значительных температур. Никчему облагороженному опалу и испытания на прочность ультразвуковой чисткой. Вряд ли «понравится» ему и чистка химическая...

Многочисленные ныне синтетические опалы далеко не так требовательны к деликатности обращения. Синтетический опал относительно недорог, гарантированно не рассыплется в порошок из-за пережатия в оправе, не потускнеет от нагревания, мыльной воды и небрежного обращения.

Для придания синтетическим опалам природного подобия, их частенько склеивают в дублеты и триплеты, будто это натуральные камни.

При всем внешнем сходстве, настоящие опалы отличимы от синтетических способностью продуцирования разноцветных лучей под сильным источником освещения. Внутренние нарушения природного опала дают возможность любоваться переливчатым мерцанием отраженного света. Синтетический же опал чаще всего наполнен разноцветными блестками, не меняющими своих цветовых характеристик при изменении угла освещения или ракурса разглядывания.


Широко распространенные в природе молочно-белые опалы с давних времен облагораживают путем дозированного нагревания. Под воздействием высокой температуры минерал начинает растрескиваться. В микроскопические зазоры трещин попадает воздух. Он-то и заставляет дотоле скучный опал играть цветами радуги.

Природный опал весьма порист. Погружение камня в специальные красители помогает сформировать палитру его цветов сообразно представлениям мастера. Облагороженные опалы в результате получают некую доминантную окраску – обычно либо черную, либо глубоко синюю, либо густо дымчатую.

Глицерин и минеральное масло, давая прекрасный сиюминутный эффект облагораживания опала, довольно быстро утрачивают свои декоративные свойства, вытекают и высыхают. Попытки использования фольги или перламутра в качестве подложки для полупозрачного камня похожи на жест отчаяния обескураженного мастера: плоский, одномерный отблеск отражателя не сравним с объемными переливами настоящего опала.




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни