продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Бисер – краше жемчуга!


Бисер. Так в старину на Руси звали жемчуг, а после слово «прилипло» к мелким бусинам. Прилипло ненапрасно: нашитый на ткань всплошную или узорами, бисер сияет на свету не хуже – а подчас и красивей – настоящего жемчуга.



В Россию бисер пришел издалека.

Появление технологии бисера


История бисера начинается вместе с историей стекла, задолго до Рождества Христова. Еще не научившись варить стекло прозрачным, мастера древнего мира приспособились делать маленькие стеклянные бусины. Разогретую до вязкости стекломассу навивали на тонкий металлический стержень колечками. После удаления медной основы стеклянные колечки вновь грели для придания им гладкости и украшения их поверхности узорами.


Но это был еще не бисер.

Несколько позже (но все еще до нашей эры) стекло научились разогревать сильнее и расплющивать в тонкою полоску, что позволило при помощи все той же медной проволоки формировать настоящую стеклянную трубку небольшого диаметра. Нарезанная колечками трубка превращалась в бусины, требующие хотя бы минимальной шлифовки. Острые края кое-как притупляли наждаком и отдавали бусинки в дело.

Но и это был еще не совсем бисер!

Лишь когда в первом веке Новой эры новаторы изобрели дутьё стекла, а ремесленники приловчились выдувать тонкие прозрачные трубочки, наступило время бисера. Нарезку стеклянных трубок механизировали – равно как и шлифовку бусин во влажной абразивной среде. Подобный способ изготовления бисера жив и сегодня.

Что такое бисер?


Современный бисер – это мелкие, размером от полумиллиметра до нескольких миллиметров бусины с необязательным сквозным отверстием для продевания нити. Стеклянные бусинки без отверстия называют микробисером и используют для клеевых аппликаций по ткани и коже.



И хотя материалом для изготовления бисера в большинстве случаев выступает цветное стекло, выпускается и полимерный бисер. Он недорог, лёгок, ярок, бросок – в общем, пригоден как для любительского рукоделия, так и для украшения театральных нарядов и карнавальных костюмов.

Так называемый «фарфоровый» бисер с настоящим фарфором не имеет ничего общего. Изготавливается фарфоровый бисер из стекла, визуальные качества которого приближены к качествам благородной керамики.

В ювелирном деле используется золотой и серебряный бисер, а также бусинки из цветных эмалей с металлами. Рукодельницам предлагаются бусины из недорогих сплавов. Как правило, металлические бисерины крупнее стеклянных. Многие из них отличаются неординарной формой и декорированы рельефными узорами.

Моду на золотой бисер ввели французы. Плеяда блистательных королей Франции пятьсот лет назад полюбила одежды, расшитые золотом. Германские ремесленники поспешили предложить соседям услуги качественной полировки мелких золотых бусин – а заодно и снабдили парижскую аристократию высокопробным и потому нетускнеющим немецким серебром.

Тем временем в Венеции...


Венецианские стеклоделы эпохи Возрождения с готовностью подхватили французскую моду на блеск золота и серебра. В дополнение к цветной смальте ремесленники острова Мурано освоили золочение стекла – и за венецианским бисером выстроились очереди купцов с запада и востока.



В Европе муранский бисер накапливали значительными объемами и продавали на ярмарках. Богачи расшивали бисером всё – от башмаков и туфель до камзолов и плащей. Особы императорских фамилий даже перчатки превращали в выставку достижений бисерного шитья.

Арабский восток увлекся бисером даже сильнее Европы: на ярком южном солнце бисерные узоры сияли подобно звездным россыпям. Индийские раджи нашивали на тюрбаны огромные самоцветы в обрамлении узоров из бисера, приобретенного в обмен на пряности. Красотки персидских гаремов щеголяли в шелковых туфельках, сплошь расшитых бисером. В странах Магриба (Северная Африка) бисер использовался как заменитель денег при расчетах.

Чешский бисер начинает и выигрывает


Богемские стеклоделы, стремясь уесть заносчивых венецианцев, не только освоили выпуск цветного стеклянного бисера, но и довели свою продукцию до совершенства. К концу XVII века чешский бисер и стеклярус (трубчатые бусины) превзошел муранскую бижутерию и по цене, и по выразительности.

Богемцы первыми стали делать граненый бисер, и первыми применили окраску бусинок цветными эмалями. Свежие веяния в модах на бисер оценили европейские аристократы, а вслед за ними и весь цивилизованный мир. Массовое производство снизило цену на богемский бисер, а нарастание спроса позволило чешским мастерам инвестировать средства в техническое перевооружение производств.



В XIX веке богемцы внедрили в технологию бисера несколько оригинальных машин и до предела механизировали производственный процесс. Чешские стандарты на бисер и сегодня считаются основополагающими – хотя многие страны пытаются классифицировать бисер по-своему.

Бисерные стандарты


Сегодня насчитывается добрая сотня разновидностей бисера – и нет никакой гарантии, что завтра это количество не умножится. В отечественной интерпретации виды, сорта, категории и местные наименования бисера многочисленны и разнообразны, и систематизации не поддаются. Чешские мастера подразделяют производимый ими бисер на группы:

  • opaque – иначе называется «керамикой». Включает в себя бисер из ярко окрашенного непрозрачного стекла, в том числе и с блестящими покрытиями;
  • transparent – бисер из цветного прозрачного стекла, с покрытиями и без, с возможной контрастной окраской канала для нити, с различной формой внутреннего сечения;
  • сrystal – бисер из прозрачного бесцветного стекла с окрашенным отверстием для нити, с покрытиями и без;
  • metallic – разноцветный стеклянный бисер с металлическим покрытием разной степени прозрачности;
  • matt – матовый неблестящий бисер;
  • iris – непрозрачный бисер темных (в основном сине-фиолетовых) тонов с переливчатым радужным покрытием;
  • alabaster – непрозрачный ярко окрашенный бисер с выраженным фарфоровым блеском;
  • сeylon – полупрозрачный бисер с окрашенным отверстием и жемчужно блестящим покрытием;
  • shell – непрозрачный бисер, по виду напоминающий перламутр теплого оттенка;
  • striped – полупрозрачные бусинки с цветными полосками на поверхности;
  • gold line – разновидность striped с полосой цвета натурального золота;
  • dyed chalk – «окрашенный мел». Недорогой цветной непрозрачный бисер, окрашенный снаружи и не предназначенный для длительной эксплуатации;
  • sol-gel – прозрачный и непрозрачный бисер, предназначенный для создания фоновых планов на вышитых узорах и картинах. Выпускается во всех цветовых гаммах, используемых на предприятии.

В качестве размерных стандартов бисера используется нумерация бусин от единицы до двадцати одного. В большинстве случаев первому номеру соответствуют бусины диаметром 6,5 мм, а №21 присваивается бисеру размеров в 0,8 мм. Однако приведенные значения условны: различные производители ориентируются исключительно на собственное понимание, и продуцируют бисер произвольной формы и величины.

К микробисеру относят стеклянные шарики, крошки и прочие формы размером менее 0,8 мм.

Микробисер – тоже бисер!


Микробисер набирает популярность в Европе и – несколько медленней – в России. До последнего времени стеклянные шарики и «камушки» песочного «калибра» использовали для наклеивания на елочные игрушки, маскарадные маски и костюмы, самодельные украшения.



Развитие технической и художественной мысли открыло новые перспективы применения микробисера. Помещенный в стеклянный расплав, микробисер становится материалом для изготовления бижутерии. Наклеенный на эластичную тканевую основу, микробисер украшает банты, галстуки, пояса и другие аксессуары.




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни