продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Костяной фарфор и его менее ценные братья


Долгие поиски фарфорового рецепта привели к созданию уникальных технологий фарфора. Фарфор костяной, фарфор бисквитный, фриттованный, а еще яшмовый, императорский, гжельский – и даже холодный! Попробуем хоть немного сориентироваться в разнообразии фарфоров...



Костяной фарфор – главный в семействе


Костяной фарфор – разновидность мягкого фриттованого фарфора. В состав фритты (плавкой добавки к смеси каолина и кварца) в данном случае входит пережженная кость, фактически – фосфат кальция. Современные промышленные технологии предусматривают замену биологического фосфата кальция на минеральный. Качество изделий от подобной замены не меняется.

Введение костной золы или минерального фосфата кальция в фарфоровое тесто сообщает готовому изделию несколько преимуществ. Во-первых, костяной фарфор весьма бел. Во-вторых, его просвечиваемость высока. В-третьих, он очень красив: сочетание белизны и прозрачности создает эффект мягко затухающего свечения фарфорового массива.

Костяной фарфор появился в Англии


Авторство рецептуры костяного фарфора принадлежит англичанам – Томасу Фраю (приоритет закреплен патентом) и Джосайе Споуду, оптимизировавшему изобретение Фрая.

Томас Фрай (Thomas Frye), родившийся в 1710-м году в Ирландии, в Англии зарабатывал как художник-портретист. В 1740-м году он стал менеджером гончарных мастерских в городе Боу, графство Девоншир. Работая в Боу, Фрай сделал важное открытие: столярный клей, будучи смешанным с костной золой, делался после высыхания белым и прочным.



Любознательный ирландец попробовал перенести новое знание на фарфор. Он добавил к фарфоровому тесту золу, полученную от сжигания костей и жил, и получил весьма белый и достаточно прочный фарфор. В соответствие с выданным патентом, доля биологического сырья в фарфоровой шихте, составленной по рецепту Фрая, доходила до 45%.

Джосайя Споуд (Josiah Spode), рожденный в 1733-м году в Сток-он-Трете (графство Стаффордшир), с шестилетнего возраста пребывал в обучении у мастера-керамиста Томаса Уилдона. Расставшись с учителем, Споуд организовал собственное производство.

Именно Споуд предложил вводить в фарфоровое тесто чистую костяную золу в увеличенном до 50% от массы количестве. Полученный фарфор отличался столь снежной белизной, что Споуд рекомендовал наносить глазурь тончайшим – «не толще двух листков бумаги» – слоем, дабы не затенять красоты материала.

И если начинание Томаса Фрая не принесло автору особого успеха – как в силу недоработанности технологии, так и по причине невысокого конечного качества изделий – то Джосайе Споуду повезло больше. Качество споудовского фарфора оказалось превосходным, а дизайн изделий – непревзойденным.

Фирменный художественный стиль Споуда-старшего – изящный серый рисунок или орнаментальный узор, нанесенный по белому полю. Последователи, в том числе и сын Споуда, уже Джосайя II, разнообразили цветовую гамму росписи изделий из костяного фарфора.



Фамилия Spode до сих пор является символом высочайшего качества фарфоровых изделий. Так что неудивительно видеть на британских прилавках сразу несколько торговых марок, связанных с семейством Споудов.

Прямые наследники фарфорового революционера сегодня не занимаются керамическим бизнесом, но предприятия в Стаффордшире – работают, и костяной фарфор отличного английского качества можно купить и сегодня!

Качество костяного фарфора


В условиях современности костяным фарфором следует звать материал, созданный по заветам Споуда. Однако производители могут и намеренно вводить покупателя в заблуждение. Кое-кто считает возможным маркировать свой фарфор как «костяной», если в его составе насчитывается всего 5% фосфата кальция.

Костяной фарфор иностранного производства маркируется словами «Bone China» или «Fine Bone China». Следует, однако, понимать, что маркировка действует лишь в комплексе с репутацией изготовителя и художественными достоинствами изделия. Важно также иметь навыки различения качественного фарфора и подделки.

Дорогой костяной фарфор вряд ли будет украшен криво наклеенной деколью (переводной картинкой). Цветная роспись не будет покрывать изделие всплошную: декор призван подчеркивать и оттенять красоту собственно фарфора, а не маскировать недостатки – щербины и раковины в глазури, песчинки в толще массива, некачественную формовку изделия.



В большинстве случаев серийные комплекты из костяного фарфора изготавливаются из материала с содержанием фосфата кальция ниже 30%. Изделия класса Fine Bone China с содержанием костяной золы около 50% - по-настоящему дороги.

Белый до синевы...


«Не было счастья – так несчастье помогло!» Старая пословица в полной мере отражает внезапную славу, постигшую продукцию Ломоносовского (ныне Императорского) фарфорового завода конца 60-х годов прошлого века.

К освоению технологии костного фарфора специалистов советского предприятия подтолкнул извечный дефицит материалов. Прознав, что вместо труднодоступного минерального сырья в фарфор можно класть кости, технологи воодушевились. В ту пору товарная кость шла на изготовление бельевых пуговиц и прочей галантереи, а отходы вполне могли пережигаться в золу и становиться компонентом фарфоровой массы.

Опыты оказались успешными: первые чашки и блюдца из костяного фарфора, выпущенные Ломоносовским заводом, оказались неправдоподобно тонкими. Покупатели с сомнением относились к «пластмассовой» посуде. Тогда толщину стенок увеличили на три десятых миллиметра, и сбыт улучшился.

Вскоре возникла новая проблема: дефицитной стала товарная кость крупного рогатого скота. Находчивые снабженцы поставили на завод куриные кости – и в цеха пошла зола другого качества. Оказалось, что фарфор с костной золой из птицы приобретает синевато-фиолетовый или даже сиренево-серый оттенок пугающего тона...

В серию фарфор с синячным оттенком не пошел, но у коллекционеров современности чашечки из пробной партии ценятся как истинный раритет. Впрочем, в богатой истории Императорского фарфорового завода немало иных взлетов и падений.

Императорский фарфор


С 1925-го по 2005-й год фарфоровый завод, основанный во времена императрицы Елизаветы, носил название Ломоносовского. Следует признать, что сам Михайло Васильевич к созданию русского фарфора касательства не имел ровно никакого. Сложные технологические проблемы решал соученик Ломоносова, Дмитрий Иванович Виноградов.



Виноградову было 24 года в момент основания Порцелиновой мануфактуры, ставшей впоследствии фарфоровым заводом. Его назначение, на первый взгляд, необоснованно: по специальности Виноградов горный инженер. Однако пытливый характер и исследовательское упорство молодого ученого дали результат: именно Виноградов, а не обласканные начальственной властью иноземцы, создал русский фарфор.

К сожалению, борцовским характером проницательный инженер не обладал. Он не умел, подобно своему другу Ломоносову, презреть неприятности и одолеть завистников. Топя горе в выпивке, Виноградов только усугубил свое положение. Полицейский надзор, первоначально призванный обеспечить соблюдение режима секретности вокруг фарфорового дела, вскоре стал адресоваться лично Виноградову.

Письменный труд «Обстоятельное описание чистого порцелина» Виноградов писал под арестом. Ему позволили находиться дома, но приковали цепью, дабы исключить побег в ближайший трактир. Умер Дмитрий Виноградов тридцати семи лет от роду – однако фарфоровое дело им все же было создано.

Начав практически с нуля, Виноградов сумел сконцентрировать обрывки противоречивых сведений, полученных от западных гончаров. Он провел практические изыскания сырьевых материалов и разработал технологии обогащения используемых в деле минералов. Он сконструировал печи, нашел нужное топливо, установил параметры обработки сырцовой массы и режим обжига. Ему принадлежит точная рецептура глазури и красителей для подглазурной и надглазурной росписи.



Благодаря Виноградову, вот уже третий век кряду Императорский завод остается единственным предприятием России, способным выпускать высококачественный костяной фарфор. Уникальное оборудование, способное вести обжиг на пониженных температурах, имеется и работает только здесь.


Виноградовский фарфор не только обеспечил императорский двор роскошной посудой и оригинальными украшениями. Весь чиновничий Петербург «болел» модой на «пакетошные» табакерки Порцелиновой мануфактуры – изящные запирающиеся шкатулки с именным посвящением на верхней крышке. По желанию заказчика надпись могла быть исполнена его собственным почерком!

Фарфор бисквитный и яшмовый


Как известно, всякое фарфоровое изделие посещает обжиговую печь если не трижды, то хотя бы дважды. Первый обжиг – «утильный» – проводится ради спекания фарфорового теста. Второй обжиг – «поливный» – расплавляет глазурь. Однако блестящая глазурь не обязательна для фарфора!

Без глазури фарфоровое изделие выглядит вылепленным из нежного бисквитного теста. Такова первая версия; в соответствие со второй, «бисквит» - всего лишь слово, переводимое как «двукратный». То есть в названии сорта отражается только технологическая особенность, а поэзии никакой и нет...



Фактически бисквитным зовется неглазированный фарфор. Отказ от создания расплавленного и застывшего слоя на поверхности керамики позволяет сохранять мелкие и тонкие детали формовки. Поэтому бисквитный фарфор нередко выступает в роли скульптурного материала.


Славится и посуда из бисквитного фарфора. В основном это вазы для цветов и фруктов, салфетницы, декоративные блюда. Соприкосновение бисквитного фарфора с красным вином, заварным чаем, томатным соусом и т.п. приводит к трудноустранимым загрязнениям фарфоровых изделий.

Бисквитный фарфор – так уж сложились исторические обстоятельства – легендарен. Людовик XV, однажды проведший ночь в Версальском дворце, утром выглянул в окно – и обомлел! Лужайка дворцового парка, дотоле поросшая удобной для прогулок травой, расцвела невиданными белыми цветами.

Удивленный король вышел в парк и обнаружил, что каждый из цветов вылеплен из бисквитного фарфора и окроплен любимыми духами его фаворитки. Восхищение короля передалось и его приближенным. Вскоре вся продукция севрской фабрики, выпускавшей фарфор сорта «бисквит» и принадлежавшей любовнице короля, оказалась раскупленной. Не снижается спрос на бисквит из Севра и сегодня.

Логическим продолжением идеи бисквитного фарфора стал яшмовый фарфор. Честь его изобретения принадлежит англичанину Джосайе Веджвуду (Josiah Wedgwood). Создание яшмового фарфора состоялось в 1775-м году.



Сходство с натуральной яшмой веджвудскому фарфору придавала окрашенность керамического массива. Фактически яшмовый фарфор – это оцвеченный бисквит. Успеху изобретения способствовал эстетический вкус Веджвуда. Мало кому, кроме него, могло придти в голову, что неброские тона серовато-голубого и зеленого, а также лилового, бежевого, а еще камышового, охристо-желтого и антично-красного цветов будут пользоваться спросом.

Рельефы из белого фарфора, апплицированные поверх фарфора яшмового, лишили изделия Веджвуда возможности практического применения, но создали его творениям славу изысканных интерьерных украшений.

Не все то фарфор, что фарфором зовется


Многие из разновидностей технической керамики носят неофициальное название фарфора. Состав технических «фарфоров» чрезвычайно разнообразен, а заданные свойства резко отличаются от свойств чайных чашек и миниатюрных статуэток.

В инженерной сфере фарфором принято звать керамику светлой окраски, при этом готовое изделие может являться и огнеупорным материалом, и турбинной лопаткой, и деталью подшипника, и электроизолятором, и зубным протезом, и лабораторной посудой.

Приверженцам художественного рукоделия хорошо известен так называемый «холодный фарфор». Это – искусственный состав, смесь крахмала с клеем. Холодный фарфор весьма технологичен, а готовые изделия из него слегка напоминают окрашенный бисквитный фарфор. По-видимому, это сходство и стало причиной возникновения наименования.




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни