продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Финифть: огневая живопись Руси


О происхождении финифти споры ведут в основном лингвисты – историкам же известно твердо: первые удачные опыты по нанесению цветных эмалей на металлическую основу состоялись более трех тысяч лет назад.



В туманных далях античной древности затерялись и следы происхождения наименования. Часть языковедов полагает «финифть» видоизмененной «химией» - от греческого χυμεύω (химео), что значит «смешиваю». Другая часть склоняется думать, что «финифть» - производное от φέγγος (фенгос) – «свечение», «всполохи», «мерцание».

Финифть – эмаль, «светящаяся» изнутри


На самом деле явление светоиспускания финифти не свойственно. Однако, освещенная ярким рассеянным светом, эмалевая картина действительно производит впечатление светящейся. Возникает такой эффект в том числе и благодаря использованию полупрозрачных красок, наносимых поочередно слой за слоем.

Подобный эффект наблюдается и у жемчуга. Однако жемчужные слои настолько тонки, что позволяют видеть иризацию света. Финифть иризации (радужного блеска) не дает, зато мягко рассеивает свет и делает многослойное изображение живым, глубоким.

Технология изготовления финифти


Вообще финифтью называют миниатюрную красочную картину, созданную в технике горячей эмали. Физической основой для наложения эмали всегда является металл – латунь, бронза, медь или драгоценные металлы.

Работа подразделяется на три этапа:

  • подготовка белого эмалевого поля;
  • художественная роспись с обязательным обжигом каждого слоя;
  • размещение финифти в оправе на изделии.

При подготовке белого поля сначала создают смесь тетрабората натрия Na2B4O7, называемого бурой, окиси свинца и щелочных ингредиентов – соды, щелока. Измельченные в пудру составляющие разводят водой, кашицу равномерно наносят на металлическую подложку (обязательно с двух сторон), и после просушки обжигают при температуре 700 - 950˚С до расплавления минеральной смеси.



Белая эмаль накрепко сплавляется с металлической основой, покрывая подложку всплошную. Нередко процесс повторяется несколько раз – для устранения микроскопических дефектов и достижения наиболее выразительного цвета и блеска пластины.

Краски на белую эмалевую основу наносятся в несколько приемов по намеченным контурам. Первый рисунок по эмали художники издавна зовут «малевкой». Малевкой обрисовывают и раскрашивают крупные детали изображения. Это первая стадия создания финифти.

Оборотная сторона финифтевой пластины, называемая контрэмалью, красками не расписывается и остается белой.

Вторая стадия создания эмалевой картины – «прочерк». Под прочерком понимается отрисовка мелких деталей, введение в картину новых цветов и оттенков, создание акцентов сюжета.

О третьей стадии росписи по горячей эмали говорят «подтенок». Подтенок – весьма ответственная художественная операция. Наносятся финальные штрихи, точки, пятнышки. Тонируются фоны, сгущаются тени – формируется объёмность изображения.

Каждый слой свеженанесенного красителя обжигается. Расплавление пигментов и толченой смальты (возможного компонента эмалевых красок) закрепляет рисунок.

В большинстве случаев мастера обходятся тремя «подходами» к финифти. Отдельные сюжеты требуют пяти стадий рисования картины. В преданиях о старых умельцах звучали десятки этапов сотворения сложных пейзажных и портретных финифтей…

Многослойная роспись позволяет создавать эмалевые изображения объемными, не уступающими традиционной живописи по тонкости проработки деталей и достоверности светотени. Главная технологическая сложность в работе с цветными эмалями состоит в перемене колера красок после обжига. Кроме того, сетуют мастера, один неверный штрих способен испортить всё произведение: исправить рисунок на эмали просто невозможно.



Для закрепления финифти на украшении ювелиры могут использовать разные способы. Классический прием – изготовление гладкой узкой золотой или серебряной рамки, оконтуривающей эмалевую пластину и прижимающей финифть к изделию.

История русской финифти


Ипатьевская летопись 1175-го года упоминает о «финипте» как об элементе убранства церкви, построенной князем Андреем Суздальским. Надо понимать, что в ХII веке русские ремесленники и художники уже в полной мере владели искусством создания эмалевых изображений, некогда позаимствованным в Византии.

Старинный рецепт приготовления эмали звучит так: «Для финифти золотого колеру смешать поровну сурьму и сурик, да добавить шестую часть ржавого железа; перетереть и расплавить. Как застынет, размельчить и снова растопить – и так многажды, пока состав не заблестит золотом».

Белая эмаль готовилась из промытого кварцевого песка, смешанного с кристаллической борной кислотой и равного количества серых свинцовых окислов. Примешанный к составу кобальт обогащал палитру темно-синими тонами. Кадмий давал красноту, золото – рубиновый оттенок, медь – зелень…

Революционно усовершенствовал рецептуры цветных эмалей француз Жан Тутен в 1632-м году. Его усилиями ассортимент эмалевых красителей значительно расширился, что позволило создавать высокохудожественные произведения.

Немало полезного для развития русской финифти сделал и Михаил Ломоносов, трудами которого был построен стеклодельный завод и начато производство цветного стекла, используемого и для мозаичных работ, и для приготовления эмалевых красок.

При Ломоносове в столичной Академии художеств был создан класс «живописи на финифти». При содействии государства получили образование и практические навыки многие мастера эмальерного искусства. Приход обученных художников в центры финифтевого промысла дал толчок развитию всей отрасли.

Усольская финифть из Сольвычегодска


К концу XVII века основным российским центром производства финифти стал городок Усолье (ныне Сольвычегодск), расположенный на берегу реки Вычегда в сотне верст к северу от Великого Устюга.



Усольская финифть отличалась совершенной техникой исполнения и узнаваемой стилистикой изображений. Цветочный – а именно тюльпанный – мотив стал главным в фоновых орнаментах изделий. Среди затейливых зарослей, прорисованных тонкими штрихами (отличительный признак усольской финифти) прятались диковинные звери и райские птицы.

Цветовая палитра усольской финифти богата сочными красками и яркими оттенками. В дополнение к красным, синим, зеленым и желтым цветам художники использовали лиловые, розовые, малиновые и охристые пигменты.

К сожалению, коммерческие интересы взяли верх над стремлением к прекрасному, и уже к середине ХVIII века главной продукцией усольского промысла стала финифть массовая, одно- или двухцветная.


В наше время традиции усольской финифти продолжают мастера творческого объединения «Вологодская финифть». Телефон мастерской в городе Вологда – 8172-72-20-24.

По признанию искусствоведов, вологодская финифть отличается от ростовской четкостью рисунка, энергичностью мазка, контрастом штриха.

Финифть из Ростова Великого


Всемирная слава к русской финифти пришла лишь тогда, когда за дело взялись мастера из Ростова Великого. Местная школа эмальерного искусства младше усольской примерно на сто лет.



Ростовская финифть быстро вошла в моду. Посуда с финифтевыми вставками – блюда, кубки, подносы – украшала столовые знати. Дамы обнажали руки в браслетах с финифтью и являли к поцелую пальцы в перстнях с финифтью вместо камня. Роскошные туалеты украшались не менее роскошными финифтевыми брошками. Прихотливая мода и мужчин заставляла обзаводиться трубками, табакерками и часами с крышками, украшенными финифтью.


Таланты, собранные в мастерских Ростова Великого, оказались столь самобытными и мощными, что в течение всего ХVIII века лучшая финифть из Ростова поступала прямиком в государеву казну, и хранилась в Оружейной палате Московского кремля.

Успех таил в себе опасность. Ростовская финифть, как и усольская, не избежала чрезмерной коммерциализации промысла и едва не утратила своего художественного потенциала. Мыслимое ли дело, выпускать по восьми сотен эмалевых поделок в день? Продавая всякую единицу продукции за несколько гривенников?

Упадок был близок, но ростовские мастера не позволили валовому производству взять верх над высоким искусством. Подолгу корпя над каждым творением, эмальеры Ростова расписывали ларцы и шкатулки по образцам знаменитых художников золотого века русской живописи.

В Ростове особое развитие получило финифтевое иконотворчество. Яркие эмалевые краски помогали восприятию образов, обрамленных сверкающими окладами. Миниатюрные образки, ладанки и складни с каноническими ликами святых к концу ХIХ века стали главным продуктом промысла.

Шаблонность пользовавшихся спросом иконок и отход от выполнения сложных художественных задач привел к очередному и закономерному снижению популярности ростовской финифти. В 1880-м году производством финифти в Ростове занималось почти 200 человек. Однако к началу ХХ века промысел откровенно захирел, и новый импульс к развитию получил уже при советской власти.

Многие работы эмальеров советского периода хранятся в музеях и частных коллекциях. Выполненные финифтью миниатюры посвящены героическим эпизодам истории, освоению севера, трудовым подвигам, большевистской тематике. Сегодня все они представляют как художественную, так и историческую ценность.



В новом тысячелетии фабрика «Ростовская финифть» живет и здравствует как никогда успешно. В ассортименте современной ростовской финифти – десятки наименований посуды, украшений, сувениров. Знаковой работой стало оформление финифтью ростовской работы Кувуклии, укрывающей место крестной казни Христа в Иерусалиме.

Предприятие открыто для сотрудничества. Фабрика «Ростовская финифть» выполняет индивидуальные заказы, ведет культурно-просветительскую работу. Заказать уникальное изделие из финифти можно по телефонам +7-48-536-759-10, +7-48-536-773-73.

Финифть Карла Фаберже


Карл Фаберже, поставщик русского императорского двора и признанный мастер ювелирного искусства, нередко использовал финифть для создания своих шедевров. Техника художественной росписи по горячей эмали помогали мастерам его предприятия выполнять миниатюрные пейзажи и портреты. Финифть украшала многие из знаменитых пасхальных яиц Фаберже. Кубки, бокалы и столовые приборы, выполненные из золота и серебра в мастерских Фаберже, нередко расцвечивались искусно выполненной финифтью.

Приобрести аутентичные изделия мастерской Фаберже можно на различных аукционах антиквариата и произведений искусства. Вход на аукцион, как правило, свободен и бесплатен. Некоторые аукционные дома проводят торги в режиме онлайн.

Чтобы финифть жила долго


Финифть способна жить долго, не теряя свежести красок, не темнея и не меняя оттенков картины. Расписная эмаль не страшится времени, влаги и зноя. Однако финифть хрупка, и если небольшие изделия с финифтью весьма прочны и легко переносят экстремальные механические нагрузки (падения на каменный пол, случайные удары, воздействия абразивов и т.п.), то крупные предметы требуют бережности в обращении.



Любая деформация металлической основы финифти влечет за собой растрескивание либо скалывание эмалевого слоя. Кроме прочего, финифть следует оберегать от контакта с твердыми драгоценными камнями – сапфирами, алмазами, корундами. Совместное хранение ювелирных изделий с финифтевыми и бриллиантовыми вставками неизбежно ведет к порче эмалевых украшений!

Уход за финифтью и другими эмалевыми миниатюрами заключается в периодической очистке изделий при помощи теплых растворов деликатных моющих средств, и последующей полировке мягкими салфетками. Допустимо финишное промывание изделий в спирту, удаляющем остатки влаги из самых труднодоступных уголков.




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни