продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Смальта – цветное стекло для мозаики


Попросту говоря, смальта – это окрашенное стекло разных степеней прозрачности. Осколок смальты похож на осколок смолы естественного происхождения (битум, канифоль, копал). Внешнее сходство послужило основой единения названий: в романо-германских языках корень smalt указывает на высокотемпературное происхождение материала.



Немецкий глагол schmelzen означает «плавить». Итальянское smalto значит «эмаль» - наплавленное минеральное покрытие. Даже русское «смак» (изысканный вкус) и украинское «смаженина» (жаркое) этимологически родственны «смальте»!

История смальты


Первые опыты приготовления смальты неотделимы от попыток варки прозрачного стекла. Сварить бесцветное прозрачное стекло три тысячи лет назад было неизмеримо сложнее, нежели сплавить песок, золу и растертые в порошок окислы металлов. Однако говорить об эстетических достоинствах первого цветного стекла невозможно: бурое, грязно-зеленое с серым, в лучшем случае черное, оно нисколько не напоминает древнеримскую смальту дохристианских времен.


Первая смальта нечасто выходила удачной, и римские мастера-мозаичники перемежали цветное стекло (в основном коричневое и желто-коричневое) осколками натурального камня. Куда больших успехов добились ремесленники Византии. В их распоряжение попали секреты стекловаров Ассирии и Вавилона, владевших искусством изготовления синего кобальтового стекла.

Изобрели византийцы и золотой триплекс: трехслойную смальту, в которой толстая основа спекается с золотой фольгой и тонким покровным стеклом. В зависимости от толщины фольги и пробы золотого сплава меняется цвет готовой смальты: червонное золото, раскованное до прозрачности, просвечивает зеленым. Легирование золота медью и серебром дает нежный розовый оттенок.

Византийская смальта многоцветна и насчитывает более сотни оттенков мозаичного стекла.

Ломоносовская смальта


Падение Византии сделало производство смальты достоянием мелких ремесленных кланов. Стекловары Венеции поспешили засекретить технологии варки красиво окрашенного материала. Жесткая конкуренция со стороны живописцев отобрала заказы у европейских мозаичников эпохи Ренессанса.



Правда, богемский мастер Кристофер Шурер, работавший во второй половине XVI века, сумел возродить полузабытое искусство. Заново изобретая технологии сплавления стеклянной шихты с пигментами, Шурер создавал прозрачные витражные и поделочные стекла. Смальта в мастерской Шурера была побочным продуктом производства.

Михайло Васильевич Ломоносов, в ту пору уже профессор химии, но еще не попечитель Московского университета, в 1748-м году решил занять себя изготовлением смальты. Проводя по нескольку опытов всякий день, Ломоносов за три года сумел получить образцы цветного стекла самого высокого качества.

Вскоре им была построена фабрика декоративного стекла. Именно ломоносовская смальта положила начало современному разнообразию качественного мозаичного материала.

Смальта: разновидности и назначение


Серийно выпускаемая смальта сегодня насчитывает не менее трехсот цветов и оттенков. Многие художники, тем не менее, испытывают неудовлетворение выбором и варят смальту сами. Таким образом, точный подсчет количества типов, видов, подвидов и разновидностей смальты не представляется возможным.

Принято различать четыре основных типа смальты. При помощи термостойких красителей изготавливаются прозрачные и непрозрачные цветные стекла. Комбинация стойких к высокой температуре минеральных пигментов и красителей, меняющих свои характеристики в стеклянном расплаве, готовится неоднородно окрашенная смальта.

Как и в древности, высоким спросом пользуется триплексная смальта из двух разнородных стекол и цветной фольги между ними.

Оптические свойства современной смальты чрезвычайно интересны. Явление поликристаллизации стекла и использование люминесцентных красителей создает эффект внутреннего свечения искусственного камня. Сочетание прозрачных и полупрозрачных участков, введение в стекло металлической зерни, фактурная обработка поверхности делает смальту материалом высочайшей художественной выразительности.

Свойства смальты


Главное свойство смальты – долговечность мозаичных покрытий и постоянная свежесть окраски. В отличие от фресок, росписей и цветных полимеров, смальта не выгорает! Мозаики, созданные художниками миновавших тысячелетий, выглядят как новые – несмотря на десятки веков возраста и пережитые катаклизмы.


Поверхности, украшенные смальтой, не требуют реставраций, специального ухода и защиты. Никакие погодные и климатические экстремумы не способны испортить смальту. Высокая влажность, периодические морозы, чад факельных светильников никак не сказались на состоянии смальты, украшающей внутреннее убранство христианских соборов, общественных зданий, бань.



Выпускается смальта в виде округлых пластин («блинов»), либо в виде толстых прямоугольных плиток (брусков), требующих раскалывания перед использованием. Как и в прежние времена, смальта применяется для декорирования помещений и предметов, для создания картин и орнаментальных украшений.




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни