продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Моаи – каменные исполины острова Пасхи

Моаи жили на Земле уже несколько сотен лет, а население планеты о них даже не догадывалось. Никто не знал о моаях – за исключение горстки никому не известных островитян, собственноручно эти моаи и создавших…



Но вот наступило пасхальное утро 1722-го года, и три корабля с нидерландскими флагами на мачтах бросили якоря у небольшого острова, затерянного в Тихом океане. Местные жители звали свои владения Рапа-Нуи. Цивилизованные голландцы нарекли новую территорию островом Пасхи, и незамедлительно пристрелили десяток-полтора темнокожих туземцев – сугубо для острастки.


Вожди местных племен поспешно отправили гонцов за дарами, дабы задобрить суровых чужеземцев, а моряки тем временем решили осмотреть клочок суши. Пришельцев заинтересовали каменные фигуры, видные там и здесь группами и в одиночку. Некоторые из них несли на головах подобие шляп, почему-то красного цвета. Многие вперяли в пространство взгляд. Другие стояли «слепыми». Это и были моаи.

Моаи: демография и физиология


Всего моаев насчитывается около тысячи. Часть из них стоит там, куда водрузила их судьба. Часть лежит возле былых пьедесталов, и не всякому моаю удалось после падения сохранить целостность. Несколько моаев погрузилось в море и покоится на дне неподалеку от острова. Многие так и не «родились» - иные, успешно появившись на свет, не перенесли сложностей дороги из «роддома» в мир: все-таки камень хрупок, хоть и прочен.

Единственный удобный путь из обширного вулканического кратера Рано-Рараку усыпан обломками каменных исполинов. Без малого четыреста колоссов по сей день находятся в каменоломнях на склонах вулкана: злая судьба людей, высекавших фигуры из туфа и базальтовых пород, помешала завершению работ.



Тем не менее, множество моаев разбрелось по острову. Все они стоят (или стояли) спиной к морю. Некоторые утонули в земле по самые плечи. И если с появлением моаев на свет большой проблемы не было: как известно, древнеегипетские каменотесы справлялись при помощи примитивных каменных молотов с куда более твердыми породами, нежели затвердевшая лава, то как и зачем моаи передвигались по холмам острова?

Мана – сила моаев


Рапануйцы на все вопросы европейцев касательно способа транспортировки каменных статуй отвечали просто: «Моаи шли сами. Их вела мана». Мана, доискались исследователи – это сверхъестественная энергия, сила предков, объект веры и поклонения.


Правда, сила силе рознь: не у всякого моая мана была достаточна сильна, чтобы привести в движение гиганта. Ну, тогда исполин либо падал и разбивался, рассказывали рапануйцы, либо принимали помощь людей своего рода. И шагали по острову уже в сопровождении смертных спутников…

Не с первой попытки европейцам удалось воспроизвести процесс «пешего» перемещения моаев. Несколько групп испытателей независимо друг от друга сумели поднять лежащего моая в положение «стоя» (фигуры вовсе не так массивны, как принято считать). Стоящему колоссу накинули на шею два каната, людей развели в стороны. Попеременное натягивание канатов приводило к раскачиванию статуи, что при известной сноровке работников сообщало махине направленное движение.

Иные из ученых сочли такой способ чересчур сложным и трудноприменимым на участках с рельефом местности. Они воспроизвели транспортировку моаев при помощи бревенчатых роликов и деревянных полозьев, привязанных к фигурам.



Вот только лесов, необходимых для изготовления бревен, брусьев, шестов и прочих деревянных деталей, на острове Пасхи нет.

Как моаи погубили природу острова


Нет лесов, но когда-то были! Биологи провели исследования илистых отложений островных водоемов, и по найденной пыльце определили: до прибытия на остров выходцев с Таити (случилось это примерно тысячу лет назад) и в течение нескольких веков их проживания пальмы произрастали в изобилии!

Люди, однако, к пальмовым зарослям относились бездумно. Вздумав однажды увековечить вождя в камне (для полинезийцев это обычная практика), они запустили механизм безвозвратного уничтожения лесов. Каждый род стремился перещеголять соседей и сделать памятник своему вождю самым высоким – и чем крупнее вырубалась статуя в память об ушедшем вожде, тем больше древесины уходило на транспортировку каменной громады.

И лишь когда пальм почти не осталось, в ход пошла технология «шагающих» моаев – однако таким способом удавалось перемещать лишь относительно небольшие фигуры. Между тем, лес требовался и для строительства жилищ, и для сооружения судов – и особенно как среда обитания птиц, служивших главным источником белковой пищи рапануйцев.

Что помешало потомкам древних полинезийцев по-хозяйски распорядиться ресурсами острова? Гордыня, полагают современные ученые. Гордыня и стадный инстинкт. Раз соседний род высек из камня скульптуру умершего вождя (а все моаи – именные, каждая статуя олицетворяет совершенно определенного человека) – то мы чем хуже? Раз все увлеклись изготовлением статуй, то мы станем делать свои все выше и все тяжелее, а после еще и увенчаем «шапками» из красной базальтовой пемзы и украсим глазами из белых кораллов и черных полированных обсидианов.

Оставшись без пальмовых рощ, рапануйцы лишились и охоты, и рыбалки. Голод и нужда положили начало войнам. Враждующие племена валили наземь моаи соперничающих кланов, убивали родичей – и некому было поднять исполинов, чтоб защищали они потомков своих от невзгод…

Моаи разбрелись по свету


К моменту прибытия на остров Пасхи европейцев рапануйцы уменьшились числом и утратили большинство умений. Однако устные инструкции о поэтапном изготовлении моаев по-прежнему втолковывали детям, добиваясь, чтобы каждый житель острова знал технологию назубок и в подробностях – пусть бы только на словах.



Поспособствовали угасанию традиций и пришлые властители мира. Сначала они заразили туземцев инфекционными болезнями, от которых у местного населения не было иммунитета; после угнали треть населения в рабство. Несколько выживших рапануйцев сумели вернуться на родной остров, но принесли с собой оспу. Мор прокатился по Рапа-Нуи, и к 1877-му году в живых осталось всего 111 человек коренных рапануйцев.


Тем не менее, они ревностно защищали своих моаев. Содержатели музейных экспозиций снаряжали суда для изъятия и доставки каменных исполинов в цивилизованный мир: охочий до диковинок народ охотно раскупал билеты в ожидании небывалого зрелища. Только во второй половине ХХ века исследователи спохватились и попытались выяснить родословную моаев.

Сегодня все моаи пересчитаны, описаны и поименованы. Загадок ни в их рождении, ни в их передвижении, ни в смысле их существования не осталось. И лишь немногие рапануйцы верят, что в молчаливых статуях дремлет необъяснимая и всемогущая сила – мана…



finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни