продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях
Дорогие друзья!
Всю зиму действует скидка - 20% на все камни!

Внимание: цены указаны без учета скидки. Сама скидка рассчитывается вручную, а акция актуальна до тех пор, пока вы видите баннер!

Не упустите возможность порадовать себя и близких приятными подарками!

Золото: цвет и проба


Желтое золото Из всех благородных металлов (коих насчитывается всего восемь: три всем известных и пять металлов платиновой группы – иридий, осмий, палладий, родий, рутений) золото – самый красивый. Чистое золото отличается характерной глянцевой желтизной, и выглядит очень нарядно как в малых изделиях, так и в крупных слитках. Правда, природная пластичность благородного металла желтого цвета препятствует его практическому применению. В прежние времена мягкость драгоценного металла служила его диагностическим признаком. Именно поэтому золотые монеты старинной чеканки нередко испещрены отпечатками зубов...

В ювелирном деле чистое золото сегодня используется нечасто. Сто пятьдесят – двести лет назад обручальные кольца русского купеческого сословия традиционно производились из максимально чистого золота – что требовало создания весьма монументальных форм. В ту пору кольцо, знак супружества, весило не менее восьми граммов, поскольку при меньших габаритах оно легко деформировалось. Ныне лишь японцы считают необходимым носить ювелирные украшения из чистого золота. Остальные народы предпочитают золото в сплавах.

Проба – качественная характеристика золотого сплава


Проба – в любой из современных или архаичных систем исчисления – означает массовую долю золота в сплаве. Поскольку благородный металл в виде расплава «охотно» соединяется со многими другими элементами (не слишком заметно меняя цвет при этом), у мошенников от ювелирного ремесла и монетно-чеканного дела всегда имелся соблазн изменения пропорций материалов в изделиях.

Как известно, одним из первых метод определения содержания золота в украшении сложной формы открыл Архимед. Однако измерение объема и вычисление массы предмета даже сегодня сопряжено с практическими сложностями для рядовых потребителей золота. Поэтому алхимики древнего мира придумали более прогрессивный метод определения пробы сплава. Черта, оставленная золотым изделием на пробирном камне, подвергалась воздействию агрессивных веществ. По характеру реакции выявлялась концентрация золота в оставленном следе.

Популярен этот метод и сегодня. Однако государственные пробирные палаты всех стран мира для определения пробы золота используют куда более точные методы спектрального анализа. По результатам испытаний проводится маркирование изделий.

Цифры на рельефном штампе


В наше время действуют две системы проб драгоценных металлов, и еще две (явно архаичные) принимаются во внимание. Англоязычные страны и их союзники пользуются каратной системой. Приверженцы французской линии научного прогресса придерживаются метрической системы проб. Русская золотниковая и европейская лотовая системы относятся к устаревшим, однако изделия с золотниковой и лотовой маркировкой проб по-прежнему в ходу.

Каратная система проб подразумевает определение в сплаве массовой доли золота, выражаемой в так называемых каратах (не путать с мерой веса драгоценных камней). Пробирный карат – это одна двадцать четвертая доля. Чистое золото имеет пробу 24 карата. Золотые сплавы с большим или меньшим содержанием лигатуры (в ювелирном деле лигатурой называется добавка, позволяющая придать золотому сплаву заданные свойства) пробируются числом меньшим, чем 24.

Белое золото Наиболее употребимыми в изготовлении украшений являются пробы в 9, 10, 14, 18, 22 карата. Сплав, содержащий 9 частей золота и 15 частей лигатуры, называется «девятикаратным золотом». В Америке такое содержание благородного металла считается минимально допустимым для того, чтобы сплав относился к ювелирным разновидностям золота. Таковы же и европейские стандарты – правда, в Германии выпускается восьмикаратное золото (метрическая проба 333).

Снижение концентрации золота в сплаве переводит материал в разряд сырья для производства бижутерии. В небогатых странах Азии и Африки украшения могут выполняться из сплавов с много более низкой концентрацией драгоценного металла – при этом продавцы с гордостью и похвальбой будут демонстрировать покупателям поделки из трех- и четырехкаратного золота.

Метрическая система проб показывает, сколько граммов чистого золота находится в килограмме материала. Современные метрические пробы ювелирного золота имеют значения 375, 583, 585, 750, 958. Условно считается, что сплав 958-й пробы – и есть чистое золото, хотя для промышленных и банковских нужд выпускается золото 999-й пробы, количество примесей в котором исчисляется долями процента.

Советским ГОСТом предусматривался перечень золотых сплавов сорока вариантов состава и восемнадцати проб, из которых большинство находило применение в промышленности. Стандарты государств, возникших на территории СССР, полностью или частично повторяют советские наработки пробирования драгоценных металлов.

Градация метрической системы проб в большинстве случаев соответствует значениям каратных проб. Правда, в недавнем прошлом наблюдалось заметное расхождение в концентрации 14-ти каратного золота и золота 583-й пробы. Поэтому для удобства торговцев и покупателей метрический стандарт был изменен. Современная 585-я проба почти полностью идентична 14-ти каратному золоту (точное соответствие 585 – 14,04 К).

У владельцев украшений прошлого века выпуска нередко возникает вопрос касательно 875-й пробы. Утверждается, что существуют золотые изделия с таким клеймом. Дополнительную путаницу вносит внешнее сходство золотых и серебряных пробирных клейм, использовавшихся в Советском Союзе. Следует, однако, учитывать, что в СССР ювелирное серебро выпускалось пяти проб: 800, 830, 875, 925 и 960. Ни золото, ни платина, ни палладий такой пробы не имели.

Изделия из желтого металла с клеймом 875-й пробы – это позолоченное серебро. Форма фигуры клеймления (усеченный вертикальными прямыми линиями горизонтально расположенный овал) также выдает серебро: золотая проба чеканится в форме лопатки; у платины и палладия – свои очертания клейм.

Старорусская (действовавшая до 1927-го года) золотниковая, а также западная лотовая системы в основном соответствуют современным качественным требованиям к золотым сплавам. Для перевода проб из архаичных в современные системы исчисления следует воспользоваться формулами:

  • проба в лотах умножается на 2 и делится на 3 – получается проба в каратах;
  • проба в лотах делится на 16 и умножается на 1000 – получается метрическая проба;
  • проба в золотниках делится на 4 – получается проба в каратах;
  • проба в золотниках делится на 96 и умножается на 1000 – получается метрическая проба.

И хотя принципы пробирного клеймления изделий из благородных металлов остаются неизменными в течение многих десятилетий, количество всевозможных разночтений огромно и с течением времени только растет. Поэтому для специалистов и интересующихся выпускаются специальные справочники клеймления. В этих сборниках представлена полная информация касательно пробирных и именных клейм, когда-либо наносившихся на изделия.

Краткая характеристика стандартных золотых сплавов


Красное золото В золоте 375-й пробы собственно золота всего 37,5%. Лигатура золотого сплава обычно состоит из смеси серебра и меди. При ношении изделие 375-й пробы тускнеет: на его поверхности возникает патина из сернистого железа. Золото 500-й пробы подобным недостатком не обладает или обладает в минимальной степени. Лигатурные серебро и медь могут придавать изделиям оттенки от розового до зеленоватого.

В золоте 585-й пробы в качестве лигатуры используются не только серебро и медь, но и палладий, и никель. Сплавы золота с никелем и палладием имеют белый цвет. Золото 585-й пробы славится высокой технологичностью, длительностью сохранения эстетических свойств, прочностью ажурных изделий. Это – самая массовая проба ювелирных изделий.

Проба 750 означает, что в сплаве содержится 75,5% золота и 24,5% серебра, меди, палладия, никеля либо платины в различных сочетаниях. Варьируя концентрацию металлов в лигатуре, ювелиры достигают значительного цветового разнообразия золота 750-й пробы в диапазоне от красного до яркого зеленого.

Сплав 958-й пробы содержит 96,3% золота и 3,7% лигатуры. Это – весьма дорогой материал, но не самый практичный. Золото 958-й пробы чересчур пластично, плоховато держит форму, имеет скучноватый желтый цвет. Впрочем, именно эти признаки ценимы приверженцами по-настоящему дорогих изделий.

Золото высшей 999-й пробы – и есть чистое или червонное золото. Обручальные кольца, изготовленные до революции 1917-го года, могут быть сделаны из золота этой пробы. В современных условиях цвет червонного золота кое-кем считается немодным.



Разноцветное золото


По мнению неосведомленного обывателя, цвет золота зависит от его пробы. На самом деле цветовая палитра золотых изделий зависит исключительно от находок металлургов и химиков, а также от прихотей изменчивой моды.

Главный цвет золота – желтый. Именно таким предстает оно старателю, намывшему пригоршню золотого песка или снявшему наслоения с золотого самородка. Таким его любят во многих странах Востока. Желтые обручальные кольца (чаще всего необычной формы) стали трендом на Западе.

Желтое золото – превосходная оправа для самоцветных камней теплых тонов. Замечательно смотрятся контрастные сочетания желтого золота и зеленых изумрудов, голубых топазов, многоцветных опалов. Однако как оправа для бесцветного бриллианта этот сплав не слишком хорош: прозрачный камень в определенных ракурсах откровенно желтит, что снижает его эстетичность.


Родиевая «броня» белого золота


Белое золото, соломенное Для оправления бриллиантов, фианитов, цирконов и многих других самоцветов используется белое золото. До начала 20-х годов прошлого века в ювелирной практике было принято оправы для бесцветных камней изготавливать из серебра или платины. Однако серебро – даже наивысшей пробы – со временем темнело, особенно в местах, труднодоступных для чистки. Платина же весьма тугоплавка и потому сложна в обработке.

Сплавив золото с никелем, мастера получили материал относительно низкой себестоимости и прекрасных практических качеств. Сплав 750-й пробы из золота, никеля, цинка и меди достоверно имитировал платину. Однако снижение процентного содержания золота в сплаве приводило к ухудшению внешнего вида изделий, и потому металлургами было разработано несколько рецептур белого золота.

Некоторые из разновидностей белого золота характеризуются более или менее выраженными оттенками – от бледно-желтого до бледно-коричневого. Если художник, создающий изделие, никак не обыгрывает цветовые девиации сплавов белого золота, в ход идет родиевое покрытие. Тонкий слой родия, нанесенный на поверхность белого золота, помогает выправить цвет сплава, защищает изделие от абразивного износа.

Сам по себе родий обладает серебристо-серой окраской. Однако его тончайший слой сообщает белому золоту голубоватый отлив. Сплавы белого золота, изготовленные без никеля (с палладием, марганцем), делают драгоценный металл похожим на нержавеющую сталь. Платина, соединенная с золотом в целях создания практичного белого сплава, придает составу яркость, блеск, глянец.

Цвет золота: мода на красное – вне времен, сословий, границ


Розовое золото – предмет многолетнего пренебрежения западных ювелиров и объект глубокой привязанности населения малоцивилизованных стран. Розовым золото делается при сплавлении с медью и серебром. Из-за того, что такие соединения часто возникают как побочный продукт переработки золотоносных руд, к ним сложилось априорно негативное отношение. Однако стремление к разнообразию вдохновило мир: розовое золото вошло в моду и стало полноправным золотым сплавом, используемым для изготовления ювелирных украшений.

Издавна популярное в России, красное золото – из-за высокого содержания меди в сплаве – считалось западными снобами низкосортным. Красное золото 585-й пробы содержит 41% меди – что делает его относительно недорогим, а главное, весьма практичным сплавом. Медная лигатура сообщает золоту прочность. Из красного золота с успехом производятся объемные и ажурные изделия. Оно прекрасно держит массивные вставки, неплохо сопротивляется истиранию.

Невысокая в прошлом популярность красного золота на Западе обуславливалась свойством этого металла отсвечивать в бриллиантовых бликах. По мнению особо придирчивых экспертов, бесцветный камень в оправе красного золота производит впечатления желтого, то есть низкокачественного. Мнение это спорно: многие модельеры и дизайнеры успешно оправляют бриллианты даже не в красное, а в червонное золото.

Червонное золото лишено либо почти лишено примесей. Его цвет близок к цвету красного золота, однако в нем имеется и коричневый оттенок. И хотя в современном языке прилагательные «красный» и «червонный» синонимичны, есть обоснованное мнение о разнице в этимологии названий. Дело в том, что чистое золото (каковым и является золото червонное), при нагревании до температур, близких к температурам плавления, обретает явный красноватый оттенок. Наличие примесей исключает возможность покраснения золота при нагревании. Свойство это любопытно с точки зрения физики отражения света: дело в том, что жидкое (расплавленное) золото выглядит уже не красным, а зеленоватым.

Зеленым золото бывает и твердом виде: красивым салатовым оттенком славится сплав золота и серебра. Темно зеленое золото получается при сплавлении золота и рубидия. Однако используется этот металл редко из-за хрупкости и сложности механической обработки. Добавка кадмия или цинка также зеленит золото, однако оба эти металла признаны вредными для человека, и потому подобные сплавы в ювелирном деле не применяются.

Черное золото – в тренде!


Смешанное золото Цветовая палитра золотых сплавов не исчерпывается старыми разработками металлургов. Сегодня трендом стали изделия с покрытием из черного золота. Чрезвычайно дорогие и сложные в изготовлении, вариации на тему черного золота пользуются огромным спросом. Чрезвычайно элегантные изделия матовой черноты сделаны из вполне привычного драгоценного металла, зато их внешний слой – настоящее произведение металлургического искусства.

Золото в расплаве плохо смешивается с кобальтом и хромом (главными «виновниками» почернения), и потому технологии производства изделий из черного золота держатся в строжайшем секрете. Известно лишь, что в качестве чернящего покрытия могут использоваться рутений, родий, и даже аморфный углерод.

Так называемое серое золото не следует рассматривать как «недокрашеное» черное. Серое золото – тусклый вариант белого золота. Сплав серого золота состоит из ингредиентов, используемых для производства белого золота. Красив сероватый оттенок сплава золота и палладия. Введения в золото стальной лигатуры может дать прекрасный вариант серого золота – однако далеко не всякая сталь пригодна для подобных опытов. Только сплав железа, углерода и легирующих добавок, лишающих сталь возможности окисляться, может пригодиться в качестве лигатуры серого золота.

Впрочем, тончайшая пленка оксида железа на поверхности золотого сплава дает изделию красивый голубой оттенок. Свойством этим пользуются изготовители элитных марок наручных часов. Однако как таковое голубое золото все-таки не существует. Во всяком случае, Британский комитет пробирования драгоценных металлов принципиально возражает против применения подобных словосочетаний. Голубое покрытие на белом золоте – да, такая формулировка допустима. А вот собственно голубого золота не создано – да и теоретической возможности произвести сплав этого цвета нет.

Самое любопытное, что синее золото время от времени появляется на витринах ювелирных выставок. Густой синий цвет дает сплавление золота с индием. Соединенный с золотом галлий окрашивает сплав в синий тон размытого характера. Однако технология создания подобных сплавов чересчур сложна для того, чтобы эти металлы стали частыми гостями торговых прилавков.

Золото может быть даже фиолетовым! Возникает фиолетовое золото исключительно по воле человека и при его непосредственном участии. Сплавить плотное золото и легкий алюминий непросто. Да и результат впечатляет только необычным аметистовым блеском сплава. Технологические особенности производства и обработки подобного соединения не позволяют вести массовое изготовление фиолетового золота.

Коричневое золото до недавних пор существовало на условиях, сходных с условиями существования голубого золота. То есть выражение коричневое золото – было, но относилось оно лишь к изделиям, покрытым составами с высоким содержанием меди (дающей коричневый цвет). Однако не так давно канадская компания подала заявку на изобретения золотого сплава, характеризующегося высокой ковкостью и прочими признаками ювелирного металла, и при этом имеющего красивый коричневый цвет. Подробности состава пока не разглашаются.




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни