Топаз - способ его облагораживания
Топаз – красивый прозрачный камень с характерным стеклянным блеском, интересной внутренней игрой цвета, перламутровыми отливами на плоскостях спайности. Чистый природный топаз – бесцветный и очень твердый – похож на алмаз. Наиболее ценны розовые, голубые и желтые топазы. Встречаются и другие оттенки минерала ювелирного качества.
По своей природе
камень топаз имеет свойство быть бледным в окраске. Чтобы камень «заиграл», его облагораживают путем физического воздействия на внутренние структуры кристалла. Полагают, что естественный оттенок топаза обусловливается особенностями (дефектами) кристаллической решетки камня, хотя чаще цвет минерала определяется наличием и концентрацией примесей.
Понимание особенностей строения кристаллического топаза позволило мастерам использовать современные наукоемкие технологии в целях облагораживания ювелирных изделий. Методы обработки бесцветных и малооцвеченных топазов официально используются начиная с 1957-го года, когда миру были представлены первые облагороженные голубые кристаллы.
Характерные яркие цвета минерала сегодня чаще всего являются результатом обработки прозрачных бесцветных топазов. Природный голубоватый оттенок у топазов встречается редко, а известные месторождения давно выработаны...
В условиях современности облагораживание топаза происходит с использованием радиационного воздействия, с последующей термообработкой камня или без нее. Ионизирующее излучение меняет кристаллическую решетку в так называемых «зонах цвета», вследствие чего топаз приобретает насыщенный оттенок. Определить потом, был ли камень облагорожен или нет, крайне сложно.
Подобным воздействием можно добиться и так называемого «чайного» оттенка.
Природные топазы цвета шампань или империал всегда высоко ценились.
К сожалению, искусственный «чайный» оттенок, в отличие от голубых и синих цветов, неустойчив: камень выцветает при нагревании до температуры около 100 C° или под воздействием любого источника интенсивного света. Такие топазы будут неравномерно терять цвет даже в освещенной витрине.
Желтые топазы природного происхождения тоже склонны к перемене цвета. В одном из минералогических музеев Великобритании хранился ценный экспонат: топаз с голубыми и розовато-коричневыми участками. Однажды хранитель обратил внимание: кристалл стал полностью голубым! После этого случая возникла рекомендация: топазы теплых оттенков держать в темноте, вдали от источников тепла и лучей солнца.
Почему «чайный» оттенок топаза столь склонен к разрушению – достоверно неизвестно. Будь он более стойким, ему наверняка удалось бы отвоевать у голубых и синих камней свою часть покупателей. Однако пока что на рынке топазов «правят бал» именно холодные оттенки: синева и голубизна облагороженных натуральных топазов со временем не теряется.
Популярные синие оттенки топазов имеют и собственные названия:
- London Blue (лондонский синий) - темно-синий, иногда с зеленоватым или сизым отливом; получается в результате обработки кристалла потоком нейтронов;
- Swiss Blue (швейцарский голубой) – яркий темно-голубой оттенок; получается в результате комбинации методов воздействия;
- Sky Blue (небесно-голубой) – чистый светло-голубой оттенок, самый близкий к природному цвету голубых топазов; получается под воздействием потока электронов.
Встречается подделка под голубой топаз, выполненная из менее ценного сырья (обычно из аметиста). Следует отметить, что природный топаз – очень твердый камень, с большим удельным весом. Топазом можно поцарапать стекло!
Способ усиления цвета у топаза законно наводит многих покупателей, а иногда и ювелиров, на мысли: не опасно ли иметь дело с облученным камнем?
Переживать не стоит. Камни после обработки продаются не сразу. Сначала выдерживается «карантинный» период: синие и темно-голубые топазы теряют остаточную радиоактивность в течение нескольких недель или месяцев. Голубые приходят в норму еще быстрее, в считанные дни.
Согласно нормам МАГАТЭ и РОСАТОМНАДЗОРА, облагороженные топазы проходят обязательный контроль. Если в них выявляют стойкие радиоактивные включения, камни выбраковываются и отправляются на захоронение.
Процесс воздействия на топаз может идти и в обратном направлении: голубой топаз можно снова обесцветить, если нагреть до температуры, превышающей 200 C°. Если уронить камень в костер, он может потерять оттенок. Кипящей воды, однако, для обесцвечивания топаза недостаточно.
Помимо облучения лептонами и барионами, топаз обрабатывают методом нанесения поверхностного покрытия (Surface Coating). Цель такой обработки – получение необычных оттенков. Ярко-розовый, пурпурный и переливчатые – мистик, азотик – цвета топаза образуются именно так.
В природе порой встречаются полихромные топазы, но переходы цвета в них – внутренние. Яркие радужные переливы во внешнем слое камня – результат напыления искусственного покрытия. Это – в прямом смысле поверхностная красота (точнее, красивость). Владельцу такого камня следует быть осторожным: напыление чувствительно к абразивным воздействиям.
При ювелирной обработке топазов используется и фасеточная огранка, и шлифовка кабошоном; формы получаемого камня – самые разнообразные. Иногда применяется ювелирная резьба по граням.
Каких-либо строгих канонов обращения с топазом в настоящее время не существует: работая с этим камнем, ювелир может полностью полагаться на свой вкус и опыт. Несмотря на высокую твердость, топаз прекрасно полируется и после огранки приобретает великолепный блеск.
У топаза превосходная спайность. Это качество ценно для мастеров, однако ронять топаз нельзя: несмотря на твердость, кристалл может расколоться или дать ровную трещину по плоскости спайности.
А вы читали другие статьи этого раздела?