Андезит: открытый в Андах, встречающийся повсеместно
Андезит, как следует из названия – камень, рожденный в Андах. На самом деле распространенность андезитов весьма велика, и встречаются они везде, где есть – или имелись ранее – вулканы.
Славен андезит не столько своими свойствами, сколько использованием. Именно андезит стал материалом для изготовления «таинственных»
камней Ики. Современные архитекторы неравнодушны к андезиту ничуть не меньше, чем фальсификаторы перуанских древностей. Любят камень и технологи высокотемпературных производств.
История андезита
Христиан Леопольд фон Бух, рожденный в последней четверти XVIII века и сызмальства испытывавший интерес к устройству окружающего мира, слыл человеком необычайно проницательным. Его друг и соученик, знаменитый Александр Гумбольдт, преклонялся перед талантом Буха замечать неочевидное и понимать неявное.
Особый интерес у немецкого геолога вызывали вулканы. Исследуя образцы вулканических пород, собранных в разных уголках Земли, Бух выделил, описал и дал название «андезит» камню, сложенному из кремнезема и минеральных примесей.
Произошло это в 1836-м году. Название вулканической породе было дано в известной степени случайно: в Европе, изъезженной Бухом вдоль и поперек, немало камня, подобного андскому. Однако на лабораторный стол к ученому первым попал образец из Южной Америки – стало быть, приоритет за Андами...
Происхождение и свойства андезита
Как и всякая горная порода, андезит состоит из смеси раздробленных минералов. В состав камня, помимо кремнезема, входит плагиоклаз, биотит, роговая обманка, полевой шпат. Баланс ингредиентов различен: обычно в андезите примерно половина приходится на окись кремния, а половина – на иные соединения. Однако процентное содержание кремнезема может снижаться до 30% и повышаться до 70%.
В зависимости от состава андезита меняется его вид. В норме камень серого и серо-черного цвета. Но известны андезиты и розово-красных оттенков.
На сколе андезит тонкозернист, однороден либо близок к однородности – чем схож с базальтом. Нередки равномерные включения контрастного материала. Подобное строение объясняется поглощением расплавленной магмой обломочного материала более высокой температуры плавления.
Твердость андезита примерно равна пяти баллам по шкале Мооса. Прочность и долговечность камня достаточны для сохранения высокой декоративности изделий в течение многих столетий.
Использование андезита
Андезит признан лучшим материалом для футеровки самых различных устройств. Как облицовка внутренних стен объемных холодильников, андезит проявляет себя устойчивым к циклическому замораживанию. Используемый для футеровки реакционных колонн, печей и дымоходов – выдерживает огромные термические и химические нагрузки.
Дробленый в щебень и перемолотый в муку андезит становится наполнителем специальных устойчивых бетонов. Строители применяют андезитовую брусчатку для мощения дорог, а андезитовая плита – колотая, пиленая, шлифованная – идет на облицовку строений и возведение малых архитектурных форм.
Крупные блоки андезита – отличный фундамент для массивных строений.
Разновидности и распространение андезита
Большинство горных образований планеты сложены в том числе и андезитом. Минерологи выделяют андезит базальтовый и альбитовый, кварцевый и кварцево-смесовый, нефелиновый, лейцитовый и ксенолитовый (связывающий обломки абсолютно чужеродных минералов).
Встречаются андезиты везде, где вулканическая активность была связана с извержением вязкой, густой кремнистой магмы. Не слишком текучий даже в нагретом до разжижения виде, андезит склонен к образованию массивных куполов, линз, потоков.
Старые вулканические протоки нередко закупориваются именно андезитовыми пробками. При активизации таких вулканов случаются катастрофические взрывы.
Андезитовые спекуляции
Появление и медиа-презентация камней Ики привела к популяризации андезита у адептов оккультизма. Дотоле безвестный у колдунов и целителей, в конце ХХ века андезит вдруг стал лечить от рассеянности и пробуждать магическую интуицию.
Статистика подтверждает: городские улицы и загородные дороги, вымощенные андезитом, имеют меньшие показатели аварийности, нежели трассы с асфальтовым или гранитным покрытием. Дело, однако, не в способности камня повышать водительскую концентрацию, а в высокой способности камня к сцеплению с резиной – в том числе и в мокром виде.