продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Богемское стекло: тысячелетняя история, блестящая современность


Кельтское племя бойев, две тысячи лет назад перебравшееся из Галлии на восток и назвавшие свою новую родину Боемией, вряд ли что-либо знало о стеклоделии. Однако любознательные потомки первых богемцев проявили интерес к искусству варки стекла, с античных времен процветавшему в Италии. Вернувшись из южных краев, богемские разведчики отыскали подходящее сырье у себя – и принялись за дело...



Первые опыты варки стекла в Богемии состоялись на рубеже первого-второго тысячелетий нашей эры. Трудно сказать, сколько сил и времени ушло на достижение успеха, однако уже в 1162-м году западноевропейские летописи упоминают о стекле из Богемии.


Потребовалось больше ста лет, чтобы богемские стеклоделы объединились в цеха и построили стеклодувные мастерские у подножий горного хребта Шумава. Обширные лесные угодья давали ремесленникам топливо и важные компоненты сырья.

Дело спорилось. В XIII веке стекольные фабрики и мастерские строились в Богемии повсеместно. Именно с той поры ведут свои историю селения с названиями «Старый стекольщик», «Стекольная мануфактура», «Стеклодувы». Заказы на изготовление оконного стекла, цветной бижутерии, стеклянных сосудов поступали от множества торговцев. Цветное витражное и мозаичное стекло заказывала церковь...



Вестфальский монах, пресвитер Теофил-Рогирус, составивший манускрипт «Записки о разных искусствах», в книге второй обобщает опыт богемских стеклоделов начала второго тысячелетия. Рецепты Теофила не объясняют всех тонкостей и не раскрывают корпоративных секретов, но дают представление о технологиях прошлого.

Первое богемское стекло было таким


Белое (точнее, бесцветное) стекло надлежало варить в сосудах, вылепленных из каолина – белой глины. В качестве шихты использовалась смесь белого песка и букового пепла. Для остекления окон изготавливали плитки. Горячую массу стеклянного расплава накручивали на стеклодувную трубку, а после сдували на гладкий камень, для пущего эффекта прихлопывая остроганной дощечкой.

Готовую плитку вытягивали, нагревая в особых печах. При должном мастерстве ремесленника можно было рассчитывать на получение материала заданной толщины. Порезка стекол по требуемым размерам осуществлялась прочерчиванием раскаленным стальным стержнем и локальным увлажнением линии разреза.

Весьма туманно Теофил пишет об изготовлении цветных стекол и смальты – материала для мозаики. Добросовестный монах уберег коммерческую тайну богемцев: украшения из цветного богемского стекла шли нарасхват и в Германии, и в Испании, и на Востоке.

Лишь на рубеже XV – XVI веков тайное стало явным. Выяснилось, что для варки молочно-белого стекла в шихту добавляли окисленное олово, соединения фосфора и фтора. Рубиново-красное стекло варилось с примешиванием истертого в пыль золота. Марганцевая руда в стекле сообщала изделиям фиолетовый цвет. Благодаря кобальту и медному купоросу варили синее и голубое стекло. Желтый цвет стеклу давало серебро. Зеленый возникал при добавлении в композицию небольшого количества окисленного железа и хрома. Смесь марганца и окиси хрома делала стекло черным и лишала прозрачности.

Наивысшего уровня славы богемские стекловары достигли к концу XV века, когда с подачи Рудольфа II, императора Священной Римской империи – а заодно и короля Богемии – выдающимся стеклоделам присваивалось звание рыцаря, причем особо талантливые мастера становились титулованными дворянами. На тот момент в стране работало порядка сотни стекловаренных предприятий.

Богемское стекло и богемский хрусталь


В течение нескольких веков главную славу богемского стекла составляло его качество. Благодаря удачному стечению природных обстоятельств, шихта, составленная из местного сырья, была свободна от большинства вредных примесей. До наступления XVI века варить совершенно бесцветное стекло не удавалось никому, кроме венецианцев и богемцев!



Конкуренция между Венецией и Богемией первые пять столетий существования чешского стекла шла по нарастающей. Приоритет в стеклоделии безусловно принадлежит Венеции. Однако венецианское стекло отличалось дороговизной (все сырье импортировалось), пузырчатостью и хрупкостью. Богемское же стекло обходилось изготовителю дешевле, а после усовершенствования классического венецианского рецепта стало и более прочным.

Историки полагают, что первыми обесцвечивать дотоле зеленоватое из-за примесного железа стекло научились венецианцы. Добавление в шихту некоторого количества минерала пиролюзита (перекись марганца MnO2) полностью убирало оцвечивание стекла!

Венецианцы звали свое бесцветное стекло словом cristallo – за внешнюю схожесть материала с горным хрусталем. По химическому типу венецианское (муранское) стекло относится к натриево-кальциевым силикатным стеклам. Богемцы же научились варить бесцветное поташное, то есть калийно-известковое стекло, блестевшее заметно сильнее стекла с острова Мурано.

Надо ли удивляться, что название своему творению богемцы дали подобно венецианцам? Прозрачное, свободное от пузырьков и сверкающее подобно алмазу стекло богемцы назвали «кристалином» - и это в 1444-м году, за два века до появления настоящего хрусталя.

Правда, сегодня только специалисты знают, что выражение «богемский хрусталь» относится к высококачественному калийно-кальциевому стеклу, а не к свинцовому флинту. (Флинт – материаловедческое наименование свинцовистых стёкол; хрусталь – сугубо товароведческий термин).

Свинцовое стекло – родом из Англии...


...но в Богемии обрело вторую родину. Как известно, авторство хрусталя принадлежит Джорджу Равенскрофту, сумевшему обесцветить зеленоватое стекло добавлением окиси свинца в 1676-м году.

История умалчивает о подробностях, однако логично предположить, что сведения о революционном изобретении в Богемию попали незамедлительно. Равенскрофт владел стеклоторговой компанией, около пятнадцати лет провел в Венеции, закупая местные изделия и изучая ремесло. Знакомства, надо думать, водил он не с одними только венецианцами...

Так или иначе, мягкое и искристое свинцовое стекло прижилось в Богемии без единой сложности. Новый материал как нельзя лучше подошел к художественному стилю, вошедшему в традиции богемских мастеров еще в конце XVI века. Каспар Леман, придворный ювелир Рудольфа II, гранил кубки и бокалы из богемского кристалина глубокой алмазной гранью, а промежутки изукрашивал искусной гравировкой и матовыми штрихами. Его художественный стиль распространился по всей Богемии и стал фирменным для чешских стеклоделов.

Мягкий, податливый к резцу и абразивам свинцовый хрусталь беспроблемно принял и огранку, и гравировку. Особенно хорош хрусталь богемского производства оказался в интерьерных украшениях. Бусины, кабошоны и фасеточно ограненные подвески из свинцового стекла рассыпали мириады цветных искр и придавали праздничности тусклым свечным огонькам.

Совершенство богемского стекла


Далеко не все мастера Богемии увлеклись идеей свинцового стекла. Микаэль Мюллер, в последней четверти XVII века руководивший производством на фабрике Helmbašské в городе Вимперк, сумел добиться рецептурного оптимума в составлении шихты для традиционного бессвинцового чешского кристалина. Случилось это в 1683-м году.

Год ушел на формирование товарного запаса. В следующем 1684-м году рынки Европы оказались заполнены изделиями из чешского стекла, превосходящими английский хрусталь по чистоте, прозрачности и блеску! Мало кто верил, что представленные бокалы и вазы созданы из калиево-кальциевого стекла.



Именно тогда сформировалось понятие богемского хрусталя – искусственного вещества, сравнимого по эстетическим качествам с горным хрусталем, и превосходящего по многим параметрам первые образцы хрусталя английского, свинцового.


Одновременно возникла и путаница, здравствующая и поныне. С конца XVII века в категорию чешского стекла входит и традиционный богемский кристалин, то есть высококачественное калиево-известковое стекло, и собственно хрусталь – свинцовое стекло, изобретенное в Англии и выпускаемое в Богемии.

XVIII век – период наивысшего расцвета богемского стекла


Долгие столетия непримиримой конкуренции между стеклоделами венецианского Мурано и чешской Богемии окончились победой богемцев. Георг Крейбих, торговец из Каменицки-Шенова, в начале XVIII века объехал с богемским стеклом весь цивилизованный свет, включая российские столицы, и везде был принят с почтением и благодарностью.

Караваны уносили чешское стекло в Азию. Корабли везли богемский хрусталь в Америку. В Венеции разорились четыре пятых стеклодельческих предприятий – во многом из-за отменного (и недостижимого для муранцев) качества богемского стекла. В отчаянии венецианцы делегировали в Богемию рекрутеров и попутно запретили ввоз чешского стекла – однако свободолюбивые чехи отказались мириться с суровостью корпоративных правил Мурано и работать в Венецию не поехали.

В 1724-м году Йозеф Пальме, житель селения Прахне, получил высочайшее одобрение в адрес пробной модели канделябра, украшенного ограненными подвесками из богемского стекла. Предложенная мастером конструкция люстры – металлический позолоченный стержень с гнутыми рожками для свечей, расположенными симметрично в несколько ярусов – оказалась на редкость жизнеспособной, и используется по сей день.



Многие сотни ограненных подобно драгоценным камням кусочков богемского хрусталя превращали горящую люстру в неиссякаемый источник золотистых и радужных всполохов. Покои царствовавшей в ту пору императрицы Марии-Терезии украсились люстрами и канделябрами богемского производства. Вскоре заказы на люстры из чешского стекла посыпались из аристократических домов Европы.

В XVIII веке конкуренция Богемии и Венеции сходит на нет


Муранские стеклоделы на появление чешских люстр отреагировали незамедлительно. Созданная ими традиция венецианской люстры основана на использовании мягких форм и плавно изогнутых линий.

Переливчатое сияние и таинственное поблескивание венецианских люстр разительно отличалось (и отличается) от снопов искристого света, рассыпаемых люстрами чешского стекла. Если богемский хрусталь пребывал в числе увлечений титулованной знати, венецианское стекло с тех времен стало предметом восхищения людей искусства.

К концу столетия основной чертой художественного стиля, присущего богемскому стеклу, стала торжественность и парадность. Изделия венецианских стеклоделов второй половины XVIII века характеризуются нарастающей концептуальностью и утонченной изысканностью.

Впрочем, о четких стилистических границах между богемским и венецианским стеклом нельзя говорить даже сегодня. Однако обособление стилей позволило каждой из художественных школ занять свою нишу и уберегло их от губительной конкуренции.

Вечно удерживаться в зените славы невозможно


Утрата позиций, как правило, назревает долго, происходит внезапно и является результатом слияния нескольких причин.

Наступивший XIX век не сулил чешским стеклоделам никаких проблем. Правда, богатые леса, некогда дававшие сырье и топливо для варки богемского хрусталя, были уже почти сведены. Чехи, переселившиеся в Англию по приглашению производителей свинцового хрусталя, стали успешно конкурировать с богемцами. Барочный стиль оформления изделий, исповедуемый мастерами богемской школы, потихоньку выходил из моды...


В начале века прославились стеклоделы Германии и Австрии. Немецкий художественный стиль бидермейер подразумевал украшение торжественных богемских кубков гравированными под камеи портретами либо расписными миниатюрами. Смешение возвышенности с куртуазностью привело к появлению спроса на эклектично отделанные изделия.

Многоцветное стекло, вставки из золотой и серебряной фольги, выспренность форм и манерность линий сузили круг ценителей и сделали продукцию богемских стеклоделов броской и ...еще более дорогой.

Впрочем, настоящего творца никакие модные тенденции не смутят: Людвиг Мозер, талантливый гранильщик из Карлсбада, создает свои чаши, вазы и кубки в самых разных – в том числе и непривычных для богемцев – художественных стилях. Каждое из его творений – шедевр, но Мозер – один, а рядовых стеклоделов – сотни и сотни...



Архаичность традиционного производства вынуждает молодого богемца Даниэля Сваровски перебраться в Австрию. Там он ставит электрошлифовальные машины и начинает выпуск украшений под собственной торговой маркой. Стразы Сваровски – уже не богемское стекло...

Перевод стеклоплавильных печей на газовое топливо, осуществленный в конце XIX века, упростил технологию и снизил себестоимость продукции. В результате развернулось производство всевозможного ширпотреба – бисера, бус, пуговиц, незамысловатых украшений. Доля высококачественных изделий в общей массе богемского стекла резко снизилась.

Художественные эксперименты мастеров-стеклоделов конца XIX – начала ХХ века, судя по экспозиции музея стекла и бижутерии города Яблонец-над-Нисой, оставляют неоднозначное впечатление...

Непростая современность


Первая половина ХХ века была сложной и для Европы, и для чешских стеклоделов. Войны, кризисы, распад старых и образование новых государств... Со свету сгинули целые отрасли ремесел – однако богемское стекло не исчезло. Более того, даже в самые сложные годы чешские стеклоделы выполняли заказы королевских домов и торговых корпораций!

Находясь под протекторатом СССР, послевоенная Чехословакия была вынуждена налаживать массовое производство стеклоизделий. Бездонный советский рынок требовал огромного количества однотипных рюмок, стопок, бокалов, графинов, корзин для фруктов и ваз для цветов.



«Массовка» способна убить любое искусство – но марка чешского стекла не упала! К миллениуму богемское стекло пришло «во всеоружии» нескольких десятков разнопрофильных предприятий. К сожалению, ограничения, введенные Евросоюзом, привели к закрытию большинства фабрик. Однако «на плаву» остались лучшие из лучших!

Купить богемский хрусталь


В современный условиях калиево-кальциевое стекло, ранее прославленное как «богемский хрусталь», и изделия из свинцовистого хрусталя обозначаются и маркируются по-разному. Ярлыки и сертификаты не дадут покупателю ошибиться в приобретении настоящего чешского стекла.

Используя интернет, купить богемский хрусталь можно в любой точке мира. Однако наиболее интересно и выгодно такие покупки совершать непосредственно в Чехии! Какого производителя выбрать? Вот некоторые из них:

Caezar Crystal Bohemia. Основано в 1861-м году, работает в городке Светла-над-Сазавой. Специализируется на изделиях из хрусталя с содержанием 24% PbO. Выпускает бесцветные, окрашенные и золоченые предметы интерьера, посуду, люстры. Неизменно успешно участвует в художественных конкурсах и выставках. Выполняет самые ответственные заказы – в том числе и для пополнения музейных экспозиций.

Gold Crystal. Относительно молодая компания, владеющая несколькими производственными предприятиями и обширным штатом высококвалифицированных работников. Специализация – свинцовый хрусталь элитного уровня, а также повседневная продукция из хрусталя.

Bohemia Jihlava. Компания работает с 1845-го года. Прославилась изделиями из гладкого свинцового хрусталя. Выпускает продукцию узнаваемого стиля и на редкость изысканных форм.



Rona. На рынках мира с 1896-го года. Выпускает винные бокалы, декантеры, кувшины, графины, стаканы и другую посуду для напитков. Продукция вырабатывается из традиционного богемского стекла «хрусталина», не содержащего свинца и других вредных металлов.


Riva Glass. Посуда категории «премиум», стекло с золотом и платиной, цветное стекло модельной работы.

Moser. Марка основана Людвигом Мозером в 1857-м году. Выпускает продукцию самого высокого класса из чешского стекла (рецепт усовершенствован и держится в секрете) и свинцового хрусталя. В ассортименте – посуда, светильники, художественные изделия по самым недемократичным ценам. Компания организует экскурсии по цехам собственных производств.

Bohemia Crystal. Торговая марка, объединяющая нескольких производителей чешского стекла и свинцового хрусталя. Самый широкий перечень товаров, самые демократичные цены. Некоторая часть ассортимента посвящена эксклюзивным изделиям.

Arzenal. Пражские магазины, принадлежавшие знаменитому художнику Боржеку Шипеку и продающие произведения из его коллекции. Дизайнерские изделия Шипека трудно причислить к какой-либо художественной школе. Эффектность, оригинальность, уникальность – главные качества авторских работ прославленного мастера.

Правила обращения с художественным стеклом


Чтобы богемское стекло не утратило своей красоты, постарайтесь не навредить ему. Мыть изделия из калийно-кальциевого стекла и свинцового хрусталя следует в теплой – не горячей! – воде с мягким моющим средством и обязательным последующим ополаскиванием в чистой воде комнатной температуры.

Финальная ванна из спирта позволяет избежать опасностей протирки стекла ветошью. Но если вы вынуждены ополаскивать стеклянные и хрустальные изделия в обычной (предпочтительно дистиллированной) воде, постарайтесь удалить остатки влаги промоканием. Тереть досуха не нужно: так можно испортить золоченые кромки и красочные росписи.



В процессе пользования стеклопосудой и хрусталем соблюдайте стабильность теплового режима. Резкие перепады температуры ведут к появлению микротрещин в изделиях.

В обывательской среде живут опасения, что свинец из хрустального стекла может перемещаться в пищу. Особенно опасным считается долгое хранение крепкого алкоголя в хрустальной посуде. Кроме того, есть мнение, что хрусталь в кислой среде постепенно теряет прозрачность...

Ни теория, ни практика не подтверждают подобных опасений. Хрусталь химически инертен и безопасен для человека!




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни