продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Золото: имитации и подделки


Вольфрам в золотом слитке В 2009-м году разгорелся скандал: в хранилищах Форта Нокс были обнаружены поддельные золотые слитки весом в 400 унций каждый. Количество фальшивых отливок исчислялось сотнями тысяч. Остроумие мошенников, придумавших вольфрамовую болванку покрывать миллиметровым слоем настоящего золота, основывалось на практике пробирования слитков. Проверки касалась лишь наружного слоя металла. Поэтому подмена обнаружилась лишь тогда, когда инспектора удосужились просверлить тело поддельного слитка...

Громкая история свидетельствует об одном: активность мошенников, пытающихся нажиться на стоимости золота, не снижается с античных времен.

Архимед – первый защитник чистого золота


Наверняка Архимед не был первым человеком, озаботившимся концентрацией золота в сплаве: мудрец из Сиракуз жил за двести лет до наступления Новой эры – в то время как золото служило людям поделочным материалом уже четыре тысячи лет. Однако Архимед первым сообразил, как вычислить объем изделия сложной формы – благодаря чему появлялась возможность определять плотность сплава. Так ученому удалось вывести на чистую воду местного ювелира, вздумавшего заменить отпущенное на корону золото серебром.

Величину соблазна понять можно: в античные времена древнеегипетские технологии аффинажа (очистки благородных металлов от примесей) были трудноосуществимыми, используемое золото часто по сути являлось золотосодержащим сплавом. Чуть больше серебра, чуть меньше – думалось ювелиру – ну, кто заметит?

Человеческая психология помогает мошенникам


Так уж устроено человеческое мышление: во всем наблюдаемом видим мы позитив. Особенно радуют человека цветовые сочетания, соответствующие спектру излучения Солнца. Попросту говоря, желтое, оранжевое, красное нас радостно возбуждает. К золотому блеску мы априорно некритичны! Этим-то и пользуются мошенники с незапамятных времен.

Для сравнения: платина, будучи выделенной из сырья, удостоилась лишь пренебрежительного отношения. Внешне похожая на серебро, она все ж таки серее, тусклее. Ну, а раз так – решили испанцы первой половины ΧVΙΙΙ века – то нечего этому «серебришке» казну захламлять. И утопили драгоценный металл где нашли поглубже.

Материалам с глянцевым желтым блеском всегда везет больше. Они даруют эстетическое удовлетворение и намекают на возможности собственника – до тех пор, пока досужие эксперты не примутся за анализ. И тут выясняется...

Список имитаций золота – бесконечен!


Причем многие из них являются золотосодержащими сплавами, официально используемыми в производстве бижутерии. Таково немецкое геразолото (на этикетках пишется heragold): материал, содержащий в себе благородный металл в концентрации, недостаточной для получения пробы.

Подобные сплавы широко используются во всем мире, однако недобросовестные торговцы (чаще всего из бедных африканских и азиатских стран) частенько продают эти изделия как золотые – тем более что несколько каратов золота в материале действительно имеется.

Низкопробное гранатовое золото более ста лет назад выпускалось в Чехии – исключительно для оправления разноцветных гранатов, вошедших в моду в конце ΧΙΧ века. Сегодня такой материал может рекламироваться как специальный сорт золота, созданный по старинным рецептам. При этом рекомендованные ювелирами прошлого 25% чистого золота в составе сплава могут бессовестно понижаться.

Еще одним сплавом, содержащим драгоценные металлы и имитирующим золото, является платинор. В платиноре – 18% платины и 10% серебра, остальное – медь, никель и цинк.

Томпак – известнейший имитатор золота, настолько «ловкий», что даже опытный ювелир при визуальном анализе может не заметить подмены. Представляя собой сплав из меди и цинка, томпак легко принимает в себя различные добавки, что позволяет менять цветовую гамму продукта. При помощи томпака подделываются самые популярные разновидности золота – желтого, зеленого, розового. Соединение 90% меди и 10% цинка дает состав, устойчивый к коррозии в обычных условиях эксплуатации – что в известной степени облегчает мошенничество.

Сплав меди, цинка и олова, по виду еще более чем томпак напоминающий золото, носит название «симилор». Для большей значимости этот состав зовется мангеймским золотом и в изделиях часто покрывается позолотой.

Алюминиевая бронза, в классическом своем варианте составленная из 90% меди и 10% алюминия, нередко улучшаемая добавками других цветных металлов, часто используется для изготовления подделок. Правда, в большинстве случаев этот сплав характеризуется ломкостью и хрупкостью, и потому не подходит для формования ажурных украшений.

Сульфидное олово обладает выраженным золотым блеском и устойчивостью к действию соединений серы. Пластинки этого материала могут применяться для золочения поверхностей большой площади. Однако в современных условиях гораздо чаще применяется нанесение нитрида титана. Особенностью нитрида титана является достижение цветовых кондиций червонного золота в начальных фазах окисления покрытия.


Там где проба – там золото?


Многие ювелирные украшения – составные. Однако знак пробы ставится лишь на одно из звеньев изделия. Пользуясь таким положением, мошенники нередко оставляют золотым лишь пробированное звено цепочки, браслета, ожерелья. Цветовая гамма подобного изделия выдерживается в полном соответствии со стандартами пробированного золота – однако вскоре после продажи ситуация меняется.

Монолитные ювелирные изделия из поддельного золота изготовляются ничуть не реже составных. Рельефный штамп пробы, использовавшийся в течение десятилетий (и до сих пор не ушедший из практики) имитируется часто и нередко успешно. Современные металлообрабатывающие станки позволяют без особых затруднений изготавливать пуансоны любой сложности, поэтому давние методы визуального определения фальшивой пробы уходят в прошлое.

Неровные цифры, нечеткие знаки и символы пробы золота – признак стародавних подделок. Сегодня изделия маркируются лазером – но препятствием для мошенников становится не столько сложность технологии лазерного маркирования, сколько высокая стоимость установки. Однако при массовом производстве подделок накладными расходами размером в 50-100 тысяч долларов можно и пренебречь. В результате чего до половины ювелирной продукции, реализуемой через торговую сеть России, эксперты признают поддельной...

Как не купить подделку


Универсален совет не покупать что попало и у кого попало. Особенно если вы склонны рассматривать приобретение золота как инвестицию... Хорошим способом избежать покупки золота «самоварного» сорта является использование электронных детекторов. В большинстве случаев они адекватно оценивают параметры электропроводимости сплава и достоверно оценивают изделие. Однако ошибки не исключены – из-за бесконечного множества разновидностей лигатурных составов.

Внимательный (через лупу) взгляд на пробу нередко помогает увидеть, что знак не имеет отношения к пробе как таковой. Повторяя форму и размер государственной пробы, оттиск может представлять собой бессмысленный набор букв и цифр. Конечно, на отечественном прилавке ювелирного магазина такое изделие вряд ли окажется. Но в странах, народы которых испытывают непреодолимую тягу ко всему блестящему – запросто!

Не хуже пробы работает и оттиск фирменного знака авторитетного производителя. Особенно, если покупка золота совершается в фирменном магазине бренда. А вот народным способам определения подлинности золота лучше не доверять. Звон золотого кольца, упавшего на твердую поверхность; попытка раскусить (попробовать на вкус и запах) изделие; стремление макнуть золото в аккумуляторную кислоту или приложить к магниту – не являются достаточными критериями для оценки качества золотого сплава.

При наличии возможностей можно провести химическую проверку. Однако и йод, и хлорное золото, и уксусная эссенция будут (либо не будут) взаимодействовать лишь с поверхностью изделия. Узнать, какой металл находится внутри «золотого» массива без разрушения изделия – невозможно...




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни