продажа драгоценных и полудрагоценных камней
О драгоценных и полудрагоценных камнях

Резьба по драгоценному камню. Глиптика


Резьба по драгоценному камню Созидательная дружба человека и камня насчитывает многие тысячелетия. Вначале камень был оружием. После, грубо обтесанный, стал орудием труда. И тут же, попав в руки отдыхающего от опасностей охотника, сделался объектом выражения художественного осмысления мира.

Фигурки, выточенные из камня, одновременно с наскальными рисунками стали первыми произведениями образотворческого искусства.

Нет ничего удивительного в том, что для создания резных украшений человек выбирал (и поныне выбирает) наиболее красивые камни.

Цветные минералы, прозрачные и полупрозрачные кристаллы, метаморфические горные породы высокой эстетической ценности добываются и доставляются в мастерские художников на протяжении всего срока существования человеческой цивилизации.

От греческого «glypho», означающего процесс углубления, вырезания, произошел термин «глиптика».

Глиптика – искусство создания резных изображений на драгоценных камнях


Сегодня этим словом обозначается жанр художественной резьбы по самоцветному камню. В разные времена мастера, занятые глиптикой, отдавали предпочтение различным камням. Изобретение технологий прочного склеивания каменных пластин несколько облегчило труд художников-камнерезов. Однако высокопрофессиональные мастера своего дела отвергают идею использования самоцветной «фанеры» и предпочитают работать с натуральным камнем.

Самые ранние из дошедших до нас произведений глиптики датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Анималистические культы древних предполагали создание резных печатей с оттисками священных животных. Красный сердолик и прозрачный горный хрусталь, мозаично расцвеченные халцедон и серпентин, строгий гематит и восковой мягкости стеатит стали первыми материалами резных изображений.

Глиптика, печатка Удивительным совершенством рисунков и форм поражают каменные валики, выполненные в технике глиптики мастерами Междуречья. Здесь искусство резьбы по камню развилось еще в ветхозаветные времена, и со временем переросло в более монументальные формы.

Древнеегипетская глиптика была подчинена строгим установлениям касательно традиций изображения фараонов и простых смертных. Боги и богоравные правители Египта – вот герои резных работ по драгоценному самоцветному камню египетской древности.

Развитие глиптики на Востоке (Китай, Индия) шло другим путем. Обрабатывая прочный нефрит, китайские мастера резьбы по драгоценному камню пошли путем создания скульптурной миниатюры. Овладение самыми потаенными секретами искусство дало им возможность создания тончайших узоров и деталей, имитирующих складки шелка.

Понадобилось немалое время и завоевание Поднебесной монголами, чтобы резная каллиграфия утвердилась на китайских печатях и драгоценных камнях, добываемых в Индии. Однако именно индийские камни дали толчок развитию глиптики в странах северного средиземноморья. Поход Александра Македонского на восток обеспечил приток первоклассного материала в Грецию.

Ярко-красные гранаты, прозрачные аметисты, добытые на далеком Цейлоне бериллы стали украшаться резными сюжетами и портретами. Правда, работа над твердым натуральным камнем отнимала у мастера долгие годы. Многие из природных минералов необычайно устойчивы к внешним воздействиям, и мастерам древности приходилось пускаться на всевозможные технологические ухищрения, дабы добиться совершенства.

Гемма – знак принадлежности


Глиптика, печать В античной культуре искусство глиптики усовершенствовалось до достижения портретного сходства и скульптурной выразительности вырезавшихся гемм. Изумительной красоты рельефы, изображающие прославленных деятелей, знаменитых властителей и, конечно же, состоятельных заказчиков, вырезались по яшме и ониксу.

Нередко тематикой глиптических изображений на геммах – округлых драгоценных камнях с рельефными картинами – служили мифологические сюжеты. Вот почему среди археологических находок античных гемм столь часты повторения.

Драматизм ежедневного посещения Прометея орлом, расклевывавшим печень прикованного титана; мужество Персея, отрубающего голову Горгоне; осознание Гераклом собственной незначительности при виде Атланта, удерживающего небесный свод, вдохновляли камнерезов далекого прошлого на создание проникновенных рельефных картин.

Сила традиций подкреплялась законами. Мастерам-резчикам печатей – а геммы по большей части использовались как печати для восковых и сургучных пломб – официально запрещалось повторять заказные работы. Однако копирование произведений признанных искусников – незаменимая школа для подрастающего поколения художников. Поэтому ученики постигали тонкости ремесла, повторяя успехи первопроходцев.

Техника резьбы по твердым минералам в древности отличалась крайней сложностью. Шлифованная поверхность будущей геммы увлажнялась, покрывалась измельченным абразивом, и художник, сугубо по памяти, при помощи деревянного стержня процарапывал контуры картины.

Меняя зернистость наждака, мастер добивался различий в качестве обрабатываемой поверхности. Таким способом удавалось передать металлический блеск оружия и доспехов, нежный глянец человеческой кожи, сложную фактуру земли.

Изобретение станков, сообщающих энергию вращения инструменту, расширило арсенал выразительных средств художников. Ушла в прошлое архаичная рельефная штриховка, с помощью которой мастера придавали динамики фигурам, изображенным в движении. Появилась возможность передачи полутонов, создания теней.

Благодаря техническим нововведениям резные картины обрели жизнеподобную рельефность. Совершенствование навыков работы с твердыми самоцветами увеличило число заказов. Расцвет античного искусства резьбы по камню пришелся на рубеж эпох. Среди работ, вызывающих неизменное восхищение у зрителей, до сих пор числятся скульптурные миниатюры, созданные в промежутке от пятого века до нашей эры до пятисотых годов нашей эры.


Инталия – в начале всех начал


Инталия Первые опыты по процарапыванию контурного рисунка на поверхности камня довольно скоро переросли в попытки создания объемных изображений, «погруженных» в тело камня. Так родилась инталия – гемма с резной картиной, представляющей собой рельефное углубление.

Техника создания инталии непроста, не допускает ошибок и требует высочайшего художественного мастерства. Кропотливый труд над инталией мог продолжаться многие месяцы и стоил дорого. До наших дней дошло совсем немного инталий, выполненных древними художниками.

Особой популярностью в античные времена инталии пользовались у римских аристократических династий. Император Август носил перстень с инталией, изображающей сфинкса – до тех пор, пока не получил гемму с портретом Александра Македонского. Известнейшее в глиптике изображение Венеры вооруженной изначально принадлежало Юлию Цезарю.

Греческий царь и выдающийся полководец (в нем, по признанию современников, словно бы возродился Александр Великий), в душе был поклонником искусств, и носил перстень с изображением Аполлона Музагета.

Правители государств тех времен старались перещеголять друг друга в пафосности интальной глиптики. Запечатлевая на драгоценных камнях свои батальные победы, эмблемы из оплетенного триумфальным лавром оружия, портреты великих воителей прошлого, они пытались возвыситься над суетностью буден. И лишь император Луций Элий Аврелий Коммод почел необходимым увековечить в инталии образ свой возлюбленной Марции...

Распространенность интальной глиптики обуславливалась практической востребованностью камня с рельефным изображением. Скреплять подпись печатью с уникальным рисунком считалось престижным во все времена и на всех землях. Поэтому деловые люди прошлого с удовольствием заказывали и носили перстни с инталией. В русской языковой традиции возникло и укрепилось понятие «печатки» - кольца с драгоценным камнем, на полированной поверхности которого гравировалось более или менее глубокое изображение.

Инталия, топаз Применительно к женщинам инталии служили – и до сих пор служат – изысканными украшениями, носимыми как поодиночно, так и комплектами. Медальоны, кулоны, броши и серьги старой работы нередко представляют собой инталии, выполненные на относительно недорогом материале – твердых морских раковинах. В более поздние времена для изготовления инталий стало использоваться стекло.

Удешевление сырья и изобретение износоустойчивых фрез привело к всплеску популярности искусства глиптики вообще и инталий в частности. В эпоху Ренессанса стали модными пояса, браслеты и ожерелья, набранные из оправленных в металл инталий.

Не избежал модного поветрия и знаменитый скульптор и медальер ΧVΙ века флорентиец Бенвенуто Челлини. В арсенале его работ имеется по крайней мере одна инталия, вырезанная по турмалину, оправленная в серебро, и изображающая мадонну с младенцем. Уже в наше время эта драгоценность, некогда составлявшая гордость сокровищницы польского шляхетного рода, стала предметом детективного расследования.

Пик спроса на инталии приходится на начало девятнадцатого века. Вельможные дамы тех лет украшали свои наряды бесчисленным множеством камей и инталий, отражающих мифологические мотивы или воплощающих попытки создания портретных миниатюр. Однако массовость производства не могла не сказаться на качестве украшений. Сегодня искусствоведы выделяют лишь нескольких мастеров конца ΧVΙΙΙ – начала ΧΙΧ веков, успешно работавших в технике инталии.

В конце ΧΙΧ века в моду вошла так называемая реверсная инталия. Это – изображение, выполненное с соблюдением всех принципов создания классических инталий, однако рассматриваемое с оборотной стороны.

Полированная изнанка (реверс) прозрачного камня, цветная непрозрачная подложка (золотая либо серебряная фольга, дорогие сорта шелка, эмаль) позволяли создавать интересные визуальные эффекты, и мода на реверсную инталию продолжалась несколько десятилетий.

Современные инталии создаются с использованием самых прогрессивных технологий, однако по-прежнему требуют высочайшего художественного дарования исполнителя. Неудивительно, что лучшие из работ такого рода без промедления приобретаются музеями декоративно-прикладного искусства.

Камея: венец совершенства скульптурной миниатюры


Камея, брошь Камея, перстень Камея Стремясь подчеркнуть привлекательность женщины, говорят: «Красива, как античная камея!» В этих словах заключена суть искусства глиптики, постигнутая еще в древности, и с той поры не претерпевшая сколько-нибудь заметных перемен.

Камея, став логическим продолжением инталии, быстро обрела популярность в античном мире. Создавать выступающие изображения на драгоценных камнях (именно выпуклым рельефом отличается камея от углубленной инталии) первыми начали мастера города Александрии.

Революционными стали попытки использования многослойного материала. В отличие от монохромных инталий, разноцветные камеи заблистали красками, удивили многоцветьем, заставили любоваться новыми формами.

Разница в окраске слоев самоцветного камня подсказала художникам решение: вырезая парные и тройные портреты, каждому персонажу адресовать его собственную цветовую гамму. Точность попадания в колорит помогала полноте создания образа.

Цветные камеи, для резки которых использовались агаты и сардониксы, словно оживали под резцом художника. Ощущение жизни в изображениях не покидает зрителя до сих пор – а ведь возраст античных камей исчисляется десятками веков!

Белые агаты, используемые для камнерезных работ, давали возможность прорисовки образа, просвечивающего через полупрозрачный светлый слой – что позволяло моделировать иллюзию прихотливой игры света и тени. Теплые тона индийского сардоникса контрастировали с холодными красками сардоникса арабского – однако каждый из минералов открывал перед мастером богатую палитру цветов и оттенков.

Богатство возможностей потребовало увеличения масштабов резных картин. Инталии отличались скромностью размеров. Лучшие из камей по площади приближаются к живописным миниатюрам. Резные изображения на многоцветном натуральном камне выполнялись достаточно крупными, чтобы использоваться как украшения для мебели, книжных окладов, церковной утвари, музыкальных инструментов.

С особым изяществом мастерам прошлых веков удалось применить технику выпуклой глиптики в оформлении ваз, кубков и прочих декоративных сосудов. Александрийская династия Птолемеев (знаменитая камея Гонзага, хранимая ныне в Петербургском Эрмитаже, изображает царскую чету Птолемея ΙΙ и Арсинои) держала при дворе немалую мастерскую, работники которой занимались исключительно резьбой по камню.

По свидетельству древних историков, традиции камнерезного искусства Александрии были заложены Пирготелем – мастером самого Александра Великого. Художник обладал эксклюзивным правом на создание царских портретов. Пирготелю приписывается и изобретение первых механических камнерезных устройств. Он же создал рецептуру абразива, включающего себя природный наждак с Наксоса, дробленые в пыль алмазы и водно-масляную эмульсию.

Сложность изготовления камей заключается не в одной только неподатливости природного материала. Непредсказуемая толщина оцвеченных слоев выбранного для обработки самоцвета ставит перед художником трудноразрешимые задачи. Для того чтобы камея получилась безупречной в художественном отношении, мастеру-камнерезу, помимо профессионализма, требуется еще и везение.


Зато слоистая полихромность камня позволяет чередовать темные и светлые краски в изображении фигуры и одеяния; теплым цветом выделять мягкость черт лица; каштановыми кудрями украшать голову портретируемого персонажа. Выразительность и правдоподобие – главные качества выпуклых резных миниатюр, сделанных по многослойному камню.

Античной камее посвящены стихотворные сочинения и многотомные ученые труды. Однако не одна она служит предметом «камейной болезни», некогда поразившей Екатерину ΙΙ, и по сей день сладостно мучащую коллекционеров прекрасного.

Глиптика, камея Камея, перстень Камея, венец совершенства Средневековые переделки языческих образов позволили сохранить и переосмыслить грубоватые творения римской школы глиптики. Новое время ознаменовалось пробуждением интереса к красивейшим драгоценностям (именно так переводится с греческого «кеймелион»). Именно в эпоху Возрождения камея приобретает статус живописи в камне. Инталию же мастера Ренессанса уподобляли графическому изображению...

Итальянские художники, а вслед за ними и камнерезы других европейских стран, возродили и развили традиции резки барельефа по самоцветному камню. Возникли новые обычаи: так, судовладельцы и капитаны носили перстни с камеями, сделанными из аквамаринов и изображавшими Нептуна, Тритона и прочих мифических обитателей моря.

Торговцы и виноделы заказывали геммы из аметиста. На них красовались Дионис и нимфы, льющие вино. Члены судейских коллегий надевали цепи с символами судебной власти. В звенья вставлялись камеи из красной яшмы и сердолика с изображением весов, карающего меча и Фемиды.

Изготавливались камеи и в честь траура. На черном фоне полированного гематита выделялась фигура скорбящей Прозерпины, унесенной Аидом из мира живых в царство мертвых. Свадебные украшения изображали различные моменты истории Амура и Психеи.

Наполеон и его окружение, русский императорский двор, Берлин и Вена пережили повальное увлечение глиптикой. Одно время камеи были даже более популярны, нежели недавно вошедшие в фавор бриллианты! Их компоновали с жемчугом и перламутром, червонным золотом и черненым серебром, крепили на одежду и вставляли в подвески.

Именно в начале ΧΙΧ века родилась идея изготовления камей из окаменевшей везувианской лавы и толстых морских раковин. Снижение цены увеличило спрос на резные изделия, и они обрели доступность для небогатых граждан.

Упрощение вкусов привело – не могло не привести – к понижению требований. Постепенное снижение эстетической выразительности материалов стало причиной утраты резными изделиями художественной ценности. Озабоченные падением спроса торговцы стали заказывать камеи, обильно изукрашенные невнятным декором. К концу столетия красивость окончательно победила красоту. Спрос на резные украшения массового производства исчез, и камеи, как встарь, вновь стали достоянием избранных.

Сегодняшнее искусство резьбы по драгоценному камню менее всего предполагает повседневное ношение украшений с камеями. Тем не менее, фэшн-издания пропагандируют новые принципы «выгуливания» камей. Принято считать, что портретный барельеф, предстающий в виде низко расположенного кулона или броши, зрительно уменьшает рост человека. Поэтому ныне камеи носят под горлом, в серьгах либо в кольцах.

Металлическая оправа камеи должна зрительно представлять собой единое целое со всем изделием. Слишком контрастные изделия сегодня ценятся меньше, чем когда-либо. Охотней всего приобретаются маленькие, изящные камеи пастельных оттенков цвета.




finesell.ru - драгоценные и полудрагоценные камни