Огранка драгоценных камней
Все начиналось в древности
Минерологи, рассказывая о драгоценных камнях, частенько говорят: «Увидит самоцвет под ногами незнающий – и даже не наклонится подобрать». Не потому, что поленится. Просто не рассмотрит его красоты, не поймет ценности, не почувствует отклика в душе.
Изначальная эстетическая выразительность даже самых диковинных кристаллов не особенно велика. Вот почему с глубокой древности люди, собиравшие цветные камни в речных наносах и горных россыпях, всячески старались улучшить внешний вид своих находок.
Самым архаичным способом придания самоцветному камню привлекательности является шлифовка найденных осколков. Первые опыты по шлифовке камня были предприняты многие тысячи лет назад. Немного дальше пошли ремесленники, научившиеся полировать кристаллы. Немалый труд уходил на попытки придать твердым рубинам и топазам форму окатанной водой гальки.
Необходимость надежного крепления самоцвета к одежде, упряжи, посуде и прочим предметам обихода породила спрос на округлые камни с плоским основанием. Такие украшения (позднее названные кабошонами) популярны и сегодня.
Фасеточная огранка прозрачных кристаллов, столь популярная в наши дни, берет начало от попыток первых гранильщиков облагородить природную форму находимых камней. Первыми стали полировать природные грани кристаллы индийцы – однако в их работе еще не было понимания сущности процессов светопреломления. Понадобились века и тысячи проб и ошибок, чтобы попытки сконцентрировать в камне пучки световых лучей, бликов, радужных переливов и сверкающих искр оправдались.
Гранильная революция
В 1456-м году Людвиг Беркем, нидерландский подданный, рассказал о возможности шлифовки драгоценных камней толченым алмазом. До этого открытия камни нередко обрабатывали путем притирания друг к другу.
Еще более облегчилось гранильное дело после изобретения шлифовального круга – металлического диска с наклеенным на него алмазным порошком. Получив эффективный инструмент обработки камня, к концу пятнадцатого века ювелиры создали первые схемы огранки различных кристаллов – что вскоре привело к установлению важных закономерностей гранильного процесса.
Разнообразие форм
Наибольшего внимания гранильщиков тех лет удостоился алмаз. Стремясь создать бриллианты слепящего блеска, мастера перепробовали сотни симметричных и ассимметричных геометрических форм. Многие из них были признаны удачными и вошли в перечень так называемой классической бриллиантовой огранки.
Бриллиантовая огранка успешно применяется для обработки камней с высоким коэффициентом преломления света. Горный хрусталь, циркон, топаз, а также изумруд и рубин нередко обрабатываются круглой бриллиантовой огранкой. «Розой» гранят пиропы и гранаты. Бериллы и сапфиры прекрасно смотрятся, ограненные октаэдром, старым ординаром, способом «мазарини». По форме все они близки к квадратной проекции вставки.
Для изумрудов разработаны специальные формы гранения, предусматривающие создание продолговатого камня с гранями по всей длине. Аметисты и александриты, ограненные изумрудной гранью, смотрятся необычно и привлекательно.
К фантазийным способам гранения самоцветов относятся сложные формы, сочетающие в себе округлые линии абриса и симметричное расположение граней. Грушевидные и овальные ювелирные вставки, как правило, достаточно велики размером и позволяют в полной мере насладиться красотой камня.
Особо привязаны дамы нашего отечества к огранке типа «маркиз». Удлиненный овал с заостренными концами – отличная форма для самоцвета, предназначенного украсить перстень. Подчеркивая изящество руки, такой камень – вне зависимости от цвета прозрачного кристалла – привлекает пристальное внимание публики.
Огранка кабошоном, используемая для изготовления вставок из лазурита и бирюзы, полупрозрачных опалов и агатов, звездчатых разновидностей сапфиров и рубинов, лунного камня и кошачьего глаза, ведется с соблюдением строгих геометрических соотношений.
У правильного кабошона (это словосочетание является ювелирным термином) высота равна радиусу (либо половине меньшего диаметра – если кабошон овальный) камня. Такие кабошоны имеют наибольшую стоимость.
Допускается, однако, выпуск и высоких, и плоских, и линзовидных кабошонов. Формы таких камней четко регламентированы качествами обрабатываемых пород. В отдельных случаях, в основном для придания выразительности полупрозрачным камням, кабошон может вытачиваться с вогнутой основой. Иногда кабошон изготавливается с выпуклым основанием, снабженным фасеточной огранкой.
Гранение бусин представляет собой наиболее сложную задачу, однако современная программируемая техника справляется с ее выполнением вполне успешно.
Проще всего идет изготовление плоских срезов из самоцветных минералов. Срезы из непрозрачного, но высокодекоративного поделочного камня все чаще становятся ювелирными вставками в кулонах, серьгах, ожерельях, подвесках и перстнях.
Технология огранки
Фасеточно ограненный камень имеет, как правило, несколько групп плоскостей, объединенных специальными названиями и обособленным назначением. Верхняя площадка (горизонтальная грань относительно большой площади) служит «вратами» вхождения светового потока внутрь камня. Короной зовется комплекс граней, составляющих верхнюю часть вставки, и открытых наблюдению.
Нижняя часть камня, обычно представленная сходящимися в центральной точке скошенными гранями, носит название павильона. Вершина павильона может быть сточена: нижняя плоскость камня (обычно небольшого размера) называется калеттой. Граница между короной и павильоном – это рундист, место крепления камня к оправе. Корона, рундист и павильон вместе слагают глубину камня.
Углы наклона граней для каждого минерала в идеале подбираются отдельно, с учетом светопреломляющих свойств камня. Правда, у мастеров не всегда имеется возможность соблюдения наилучших геометрических параметров, требующихся для изготовления вставки высшего качества. Однако и тогда ювелиры стараются открыть максимум эстетических достоинств камня.
Количество граней на поверхности драгоценного камня обычно исчисляется несколькими десятками. Поэтому первой технологической операцией, следующей после предварительного осмотра, всегда бывает разметка камня. От точности разметки зависит конечный итог обработки.
Распиливание и последующая обдирка, то есть придание кристаллу приблизительной формы, мало отличаются от обычных камнерезных операций. Алмазный инструмент с высокой частотой вращения позволяет справиться с поставленными задачами без затруднений.
Шлифовка и финишная полировка превращают малоинтересный кусочек горной породы в сверкающий шедевр ювелирного искусства. Ранее выполнявшиеся вручную, сегодня эти операции все чаще доверяются станкам, управляемым программными комплексами. Такое новшество позволяет добиться высочайшей точности в обработке. Современные вставки, выпускаемые солидными ювелирными фирмами, всегда безупречны качеством.
Промывка и сушка готового камня – заключительный этап огранки. Применение последовательности химикатов устраняет всевозможные загрязнения с поверхности вставки и сообщает граням требуемую чистоту.
А вы читали другие статьи этого раздела?
Интересное о камнях